Враждебно настроенные к православию интеллигенты из серии “небыдло” обожают подковыривать верующих анафемой Льву Толстому. Наиболее “продвинутые” – упоминают цитаты из дневников отца Иоанна Кронштадтского.
«Господи, убери с Земли этот труп зловонный», – писал священник незадолго до смерти. Притом, что Толстой еще был жив, отмечал 80-летие. И дальше: «Гордостью своей посмрадивший Землю, не дай ему дожить до праздника Рождества Пресвятой Богородицы».
Ну и, кроме того, отец Иоанн написал огромное количество проповедей против Толстого, они публиковались, это свыше 20-ти статей, брошюр, где он называл Толстого сатаной, льстивой лисой, львом рыкающим, который хочет пожрать, поглотить всю российскую молодежь. Он пишет, что надо надеть петлю на шею — и в пучину морскую.
Этой нелюбви отца Иоанна посвящены книги, работы историков и литературоведов. Но мне хочется просто напомнить, что мнение отца Иоанна – это мнение священника, написанное в дневниках, статьях и книгах. Церковь же выразила свое отношение к отпадению Толстого от православия анафемой – то есть подтверждением того, что граф Лев Николаевич Толстой более не является ее членом. Анафема – это не проклятие, не заклинание и не заговор, это документальное подтверждение того факта, что человек перестает быть членом церкви земной, и Небесной, перестает быть Телом Христовым. Добровольно перестает – прошу заметить.
Анафема может быть снята, если человек раскаивается и всем сердцем хочет вернуться в лоно церкви. Кстати, Русская Православная Церковь сейчас ищет доказательства того, что Толстой желал вернуться в лоно церкви, но ему каким-то образом помешали люди его окружения. Если хотя бы одно доказательство этому будет найдено – анафема снимется и Толстого будут поминать на литургиях как члена церкви.
Но речь сейчас не об анафеме, а о том, почему же православный пастырь, которого почитали святым еще при жизни – молит Бога о смерти человека.
Рискну высказать свое мнение. Отец Иоанн был прозорлив. А теперь представьте себя, обладающего всеми знаниями сегодняшнего дня – о революции, о ликвидации миллионов лучших людей России, о расстрелах, пытках, казнях, войнах… о Бутовском полигоне и Колыме; о 1918 и 1937; о 22 июня 1941 года и 26 апреля 1986 года; о 9 августа 1945 года и октябре 1991 года… более того – вы прозреваете, какую роль в формировании палачей России играет один человек, великий писатель, который решил, что может быть учителем нравственности… Вы понимаете, какой вклад он делает в дело убийства вашей родины, вы видите глаза каждого пытаемого и расстреливаемого, вы чувствуете его ужас и боль своим в клочья рвущимся сердцем…
Вы будете способны на христианскую любовь к этому человеку? В вас есть способность даже не искренне любить Гитлера, Сталина или Полпота? У вас есть способность не желать им смерти – если бы вы были их современниками?
Боюсь, любой из нас, простых смертных грешников, не ограничился бы молитвами к Богу о смерти палачей…
Совершенно согласна с Вами, Ирина. Иоанн Кронштадский видел последствия толстовства для России, и борясь со знаменитым-именитым богоборцем, он защищал Христа и весь народ наш.
О роли Толстого в Русской Революции очень хорошо сказал Николай Бердяев в своей работе “Духи Русской Революции”. http://www.vehi.net/berdyaev/duhi.html
“Толстой сумел привить русской интеллигенции ненависть ко всему исторически-индивидуальному и исторически-разностному. Он был выразителем той стороны русской природы, которая питала отвращение к исторической силе и исторической славе. Это он приучал элементарно и упрощенно морализировать над историей и переносить на историческую жизнь моральные категории-жизни индивидуальной. Этим он морально подрывал возможность для русского народа жить исторической жизнью, исполнять свою историческую судьбу и историческую миссию. Он морально уготовлял историческое самоубийство русского народа….
Мировая война проиграна Россией потому, что в ней возобладала толстовская моральная оценка войны. Русский народ в грозный час мировой борьбы обессилили кроме предательств и животного эгоизма толстовские моральные оценки. Толстовская мораль обезоружила Россию и отдала ее в руки врага. И это толстовское непротивленство, эта толстовская пассивность очаровывает и увлекает тех, которые поют гимны совершенному революцией историческому самоубийству русского народа.”