Паганини: Скрипач Дьявола – или рецензия на непросмотренный до конца фильм

Paganini

Режтиссер: Бернард Роуз

Имя скрипача Никколо Паганини еще при жизни стало легендой. Что не удивительно, ведь его непревзойденный талант покорил сначала Париж, потом всю Европу, а затем и весь мир. Сама личность Паганини, окутанная ореолом мистики и таинственности, неизбежно привела к возникновению самых разнообразных слухов. Среди них была и уверенность в том, что он продал душу дьяволу, чтобы обрести свой талант. Слава и развращает, и мучает музыканта, вино и опиум приносят лишь временное утешение, и все больше ощущается странная всепоглощающая пустота…

Во время гастролей в Лондоне Паганини встречает девушку с ангельским голосом и чистой душой, которую, казалось, ему было суждено повстречать. Но сможет ли человек, играющий на дьявольской скрипке, познать счастье? Или за дар придется расплачиваться единственной любовью?

Сестра, если бы не ты, я бы выключила это кино на десятой примерно минуте. Но поскольку ты просила посмотреть фильм, я вытерпела ровно до половины. Ровно! Но поскольку моя нервная система была подорвана Шерлоком Холмсом столь тяжело, что я еще не отошла от этого потрясения, то спасибо, что на половине сдалась.

Итак, что у нас есть в анамнезе. Годы жизни Паганини: 27 октября 1782, Генуя — 27 мая 1840, Ницца. Запоминаем, это важно. А теперь поехали: оказывается, в это время у нас в Европе были развитые феминистки, которые устраивали демонстрации протеста против разврата. Оказывается, у нас в Европе были бабы-журналюги-бисексуалки, которые могли останавливать на скаку пьяных сквайров в похабных забегаловках полуночного Лондона. Оказывается в этих забегаловках запросто мог выпивать пиво чернокожий человек в европейском костюме. Вам как, уже поплохело? Мне оказалось этого достаточно, чтобы взбелениться не на шутку. А если я вам упомяну про фрейдизм в чистом виде? Разнообразную наркоманию? Систему менеджмента, рекламы и раскрутки 21 века в действии?

Дьявол в деталях, говорите? Ну так в этих деталях разместился целый филиал ада и самое грустное то, что во всей этой похабели под названием “Паганини – скрипач дьявола” звучит прекрасная классическая музыка. Если бы на йониках чего изображали, так это одно, а когда по экрану разливается разлюли-малина, а на фоне – классика, хочется рвать свежесьеденным супом с клецками и метать диванные подушки в телевизор. А телевизор жалко, он денег стоит и ни в чем не виноват.

Самое грустное в том, что я даже не могу сейчас навешать ярлыков о поганой голливудщине, потому что к моему удивлению я увидела две страны-изготовителя: Германию и Италию, страны с богатейшими культурными традициями, с глубокой историей музыки и живописи. И вот то, что кинцо снято именно европейцами, а внутри – вот такая разухабистая клюква, взбеленило меня еще больше.

Фильм, вернее, его половина, напомнила мне сочинения, которые я валяла в 8 классе. Взять хрестоматию, натыкать оттуда цитат, прибавить цитаты из книжки, припорошить собственноручно написанными зачином и концовкой – и получится типа сочинение на типа тему. Не, я прекрасно понимаю, что сними режиссер реальный фильм о реальном Паганини, аудитория бы его составила три калеки с половиной. А так – название завлекушечное, дьявол на экране присутствует (кстати, не самый плохой Мефистофель из всех виденных), голые тетьки, интрига про любофф, красавчик на скрипочке пиликает, вокруг народ возбуждается, что забуханные фермеры, что особы королевской, так сказать, крови… А кто там из почтеннейшей публики, которая ваяет в фейсбуке вопросы: “А скоро выйдут книги по фильму Шерлок Холмс?”, догадается, что вот тут – кусок из “Фауста”, вот тут – из “Титаника”, а вот тут – из “Парфюмера”, а вот тама и здеся – из “Амадеуса”? Да Бог с вами, граждане мои, какой там “Амадеус”. Прошли времена, когда за такие фильмы “Оскаров” давали, нынче у нас тех же щей, но пожиже влей. Вот тут вам встреча с прекрасным в виде игры на скрипочке товарища в плюшевом гусарском костюме черного цвета, а вот тут – голая гражданка задницей сияет, для смены ощущений.

И не надо мне говорить, что толпе хоть так прививают встречу с прекрасным. Нет, последнее время классику кастрируют в угоду расплывшимся в жижу людям-товарищам телезрителЯм, которых можно пронять только балаганными фокусами в виде игры на одной струне. Не даром исполнитель главной роли, Дэвид Гэррет – он не столько музыкант, сколько рекордсмен. Быстрее всех на свете сыграл “Полет шмеля”, бьет какие-то там рекорды на быстроту, высоту, долготу и широту игры на скрипке… Экспериментирует с синтезаторами и соединением жанров с классикой (видимо, при помощи силикатного клея). И сам красавец собой. Почему ж не пойти и не глянуть на такого исполнителя?

Какие ж там нюансы, прости Господи, какие там глубины трактовки? Техника, дамы и господа, техника… Пальчики по струнам бегают – и лады. А кто там в зале нюансировку прочувствует? Те, кто прочувствует, у них денег на билеты отродясь не случится. Я не музыкант, но слушая Гэррета, я все время думала о том, что слышу рекордсмена, а не музыканта, который не столько пальцами по струнам бегает, сколько душу свою раскрывает.

Но почему, ПОЧЕМУ при известном желании можно научиться различать игру Рихтера от Горовица, а игру Гэрриэта от игры Ванессы Мэй – можно различить только и исключительно по видео, где там дядя играет, а где – тетя? Да потому что в первом случае – играют ЛИЧНОСТИ, а во втором – скоморохи, у которых личина сидит хорошо, техника не подкачивает, и славненько. А ужас в том, что эти скоморохи даже уникальную гениальную музыку умеют выхолостить так, чтобы в ней только и осталось, что техники. Как в резиновой кукле для секс-утех: и красавица она, и целлюлита у ней ни в жизнь не проступит, и послушная, и на человека похожа… Да только не человек.

В общем, прости, сестра, но я пас… Я не умею ломать себя с некоторых пор. Я лучше пойду и поставлю “Амадеуса”, и снова прорыдаюсь над “Лакримозой”

http://www.youtube.com/watch?v=fHB4HkuSXbo

Пы.Сы. Пошла почитать отзывы телезрителЕй. Слабые голоски, назвавшие кино похабелью, утонули в стройном хоре голосов на тему” Сначала научитесь играть на скрипке, а потом критикуйте”, ну и дальше – хор восторгов в стиле “Ай, какой фильм!” Мама дорогая!!!! Куда ж мы уже прикатились!!!!!!!!!!!

Leave a Comment