Заметки преподавателя философии – перепост

phyl

Честный перепост. Если это правда, то реально печально. Десять лет назад мы уехали с родины и тогда мне казалось, что студенты маразмируют в геометрической прогрессии. Но все свои слова беру обратно: мои студенты были светочами интеллектуальности и строгости мышления.

Эпизод 1. Многогранная личность

Проверила реферат студента по Марксу.

Я – студенту №1: Не так важно, что ваш реферат скачан, мне принципиально, что в нём не хватает глав, не расставлены сноски и есть ещё ряд недочётов. Будьте добры, исправьте и приносите.

Студент №1: Вы вообще понимаете,что я призёр 100500 олимпиад, собирался идти в МГИМО на исторический и вообще я нереально крутой историк и марксист по убеждениям, как вы можете упрекать меня в том, что мой реферат по Марксу несовершенен, ведь я специалист по истории 19-20 веков – эпохи, когда в России, да будет вам известно, господствовала идеология марксизм-ленинизма… (чего-то я, видимо, не знаю о России 19 века:))

Я делаю тролл-фейс, советую поостыть и всё же выполнить требования, а знания по Марксу продемонстрировать на следующем семинаре.

Студент успокаивается. Проходит совсем немного времени. Следующая сцена (в ходе дискуссии на семинаре).

Тот же студент №1: бла-ла-бла – я как православный могу вам вот что по этому вопросу сказать…

Я: Простите, перебью, вы же только что были марксистом, а теперь православный…как же так?

Студент №1: Ну я же не зашоренный идиот, чтобы не верить в бога. Это не мешает мне быть марксистом.

Я: вы верите в Бога или вы православный?

Студент №1: ну я русский и верю в Бога, значит, православный.

Я: Так вы ещё и русский? А вам из сентенций фашистов ничего, случайно, не близко?

Студент №1: Что вы издеваетесь?! Да, и там были здравые идеи, как и везде. Вот например: русский народ вымирает…

Я: ….

Студент№1: Надо всех нерусских поэтому повыгонять к чёртовой матери.

(Оглядываю глазами бурятско-кавказский состав аудитории – 30% минимум, не считая трёх безмолвных африканцев).

Студент проправляется: Но одногруппники не в счёт – они русские – ведь у них есть … паспорта (!).

Я: Но позвольте, это несовместимо…

Студент №1: прекрасно совместимо: вот, например, у Маркса я считаю нужным взять только то, что все работают, добавить не много конкуренции, чтоб все поднялись, и прибыли хорошие предприятиям…

Я: … (но рыночная экономика и логика конкуренции несовместима с логикой взаимопомощи и кооперации)

Студент №1: Это вам так кажется. И вообще я – разносторонняя личность и сам составляю своё мировоззрение из разных частей всех существующих систем, так как у меня своя голова на плечах: что-то из либерализма, что-то из православия, что-то из национализма – отовсюду. А вы вот мне по рукам бьёте и мешаете творчески реализовываться и высказывать своё мнение. Я же не баран, чтобы если мне что-то нравится у кого-то, всю его систему слепо принимать, как в СССР…

Я: Но я лишь хочу вам заметить, что ваши компонентны противоречат друг другу на фундаментальном уровне. Иначе как кашей в голове такую ситуацию назвать нельзя.(далее следует долгое объяснение, почему именно).

Студент №1: Это вам так кажется. Вы, как 1й канал, хотите, чтобы мы мыслили по шаблону, как лошади, которым закрывают упряжкой боковое зрение, чтобы они по сторонам не смотрели, но мы свободные люди, и сами вправе собирать своё мировоззрение из частей, которые нам нравятся – и неважно, если это не по душе вам.

Студент №2: Да, чего это вы к нему прицепились и позволяете себе иронизировать? у меня вот по-вашему тоже каша в голове, если я считаю, что Домострой – это хорошая книга, хоть я её и не читал, и мужчина в семье должен быть главный, но женщина всё равно должна работать и иметь с ним равные права?

Эпизод 2. Мама

Семинар. Обсуждаем Вольтера – проблемы свободы и совести. Я подытоживаю реплики студентов о том, что эти категории значат для Вольтера. И тут один студент, прогулявший более, чем полсеместра, медленно взрывается:

– Вы говорите полную чушь.

– Это не я, это Вольтер.

– Нет, это Вы. Вы говорите всё не так, как нас учили дома и в школе.

– Я понимаю, иногда в университете вы можете услышать то, что отличается от того, что вам говорили родители. Это нормально.

– Вы типа чо, думаете, что вы круче моей мамы? А вы знаете, что вы сейчас мою маму оскорбили?! Вы оскорбили мою маму!!! Да кто вы вообще такая? Что вы о себе возомнили? Вы знаете, что нормальные пацаны делают с теми, кто маму оскорбил?

– ????

– И нечего на меня смотреть. Вы и свою маму оскорбили тоже. И всех матерей тех, кто присутствует в этой аудитории. Вы хотите сделать из меня стадо? Не получится. Мать – это святое. И голова у меня своя на плечах. Вы как прапорщик, который солдата насилует

Эпизод 3. Нетривиальный взгляд на аборт

Дискуссия о гендерных проблемах.
Студент: “Аборт – это великое преступление, это убийство. Не убийство это лишь в том случае, если на него согласны и девушка, и парень, и их родители”… (вот так).

Эпизод 4. Предатель

Семинар по “Второму полу” Симоны де Бовуар. Градус подспудной войны между мальчиками и девочками неожиданно быстро начинает зашкаливать. На все вопросы о причинах современных женских инфантильности, несамостоятельности, легкомыслии, патриархальности, гламурности и проч все мальчики хором орут: “по природе, бабы по природе слабые и бесполезные для общества дуры, но детьми, внешностью и кухней спасутся! и т.п.” Девочки сидят в шоке (эти мальчики на предыдущей паре списывали у них контрольную по физике), впервые, похоже, попав в ситуацию такой вербальной агрессии. Атмосфера сгущается, крики всё громче. Я из последних сил пытаюсь их вернуть к тексту, а не к проговариванию их опыта превосходства и его “природности” и их идей о том, что женщина нужна для того, чтобы “мужчине было приятно и красиво” – по словам двух студентов.

Вновь, в пятый раз повторяю вопрос по тексту: “Почему, с точки зрения Симоны, женщина сегодня попадает в ситуацию неспособности создавать великие произведения культуры? “. Пауза. Внезапно один мальчик берёт слово и говорит: “Никакая это не природа, а мужская политика превосходства, выстраиваемая на риторике о природе для того, чтобы блокировать женщинам самую возможность стать воспринимаемыми как просто человек…”.

Пауза. С соседней от него парты раздаётся удар кулаком по столу: студент, окопавшийся в лагере привилегированных от природы яростно восклицает: “Сука!”. Другие подхватывают: “Предатель!”. Третьи: “Поговорим с тобой ещё”. Поднимается ещё больший шум. Трое демонстративно уходят, хлопнув дверью.

Эпизод 5. Равенство

После пары по “Второму полу” Симоны де Бовуар ко мне подходят трое студентов (зелёные первокурсники со всеми признаками гормонального кризиса, гордо, при этом, заявляющие о том, что в жизни ничего никогда не читали и не собираются) и спрашивают:”Скажите, а вот вы, вы что, действительно, вы прям на самом деле хотите стать равной нам?…

Эпизод 6. Успех

Семинар по Марксу. Студентка тянет руку – явно хочет получить баллы за работу на семинаре. Даю ей слово.
Студентка: “Скажите, а правду говорят, что есть такая примета, что если прочитать весь “Капитал” Маркса, то можно реально круто разбогатеть?”.

Эпизод 7. Кино

Студентка: “Вот вы советовали нам посмотреть фильм “Я – Куба”, и говорили, что он очень хороший. Но я в Интернете нашла только какой-то чёрно-белый. Его я, естественно, не стала смотреть – наверное, того, про который вы говорили, в Интернете пока нет.

Эпизод 8. Макрсистическая консистенция

Зачёт. Студентка вытягивает билет про Маркса:

– Сейчас я расскажу про марксистическую консистенцию. Марк Карл выделяет несколько видов информации: феодальную, коммунальную и капитальную.

– Да, и какая же формация, по Марксу, имеет место сегодня?

– Социология.

-…

Эпизод 9. Тело Христово

Семинар по Фромму.

Я: Объясните, пожалуйста, что такое “инкорпорирование”.

Студентка: Инкорпорирование – это поглощение приписываемых объекту свойств путём его поедания.

Я: Хорошо, в каких областях современной жизни оно встречается?

Студентка: Например, в религии. Там ведь как – во время причастия мы поглощаем то, что напоминает нам желаемое. Вино похоже на кровь, и символизирует кровь Христову. А яйца – ну это, наверно, тело Христово”…

Эпизод 10. Женщина и социализм

№ 1

Я: Приведите, пожалуйста, пример того, что такое частная собственность.
Студент А: Жена, машина…

№ 2

Я: Итак, что Вам больше всего запомнилось из текста Маркса?

Студент В: “То, что я могу спать со всеми бабами, даже если они чьи-то жёны…

Эпизод 11. Кто все эти люди?

Я : Итак, марксистский дискурс дал миру таких величайших людей, как Эйзенштейн, Бертольт Брехт, Хемингуэй, Жан-Поль Сартр, Жан-Люк Годар, Михаил Калатозов, да и в общем-то, по большому счёту – таких, как Джим Моррисон и Джон Леннон.

Студент (перебивая): “Ну и чё вы сказали, я не понял ваще? Чё это за перцы такие? Они хоть бизнесменами были? Чё они добились ваще?

Я: …

Студент: Не ну и чё я не понимаю если это не бизнесмены вы нам трёте ваще? Вы ваще знаете, какая у нас специальность? Нам весь этот ваш бред не упёрся никуда. Я 20 лет на свете живу, блин, и как-то нормально себя чувствую без всей этой фигни вашей, чё вы нам мозги х.. знает чем забиваете? Маркс какой-то, блин, остальные ваще хер пойми кто.

Вмешивается другой студент – желая, очевидно, свести конфликт на нет, но получается ещё смешнее: Да не, ну братан, ну они короче, видать, чуваки эти для своего времени типа известные были – давно типа, правильно же, да? (в надежде смотрит на меня).

Эпизод 12. Разоблачитель

Проходим Канта (про его идею совершеннолетия и несовершеннолетия).

Я (после разбора текста): Итак, вы прочитали текст. Пожалуйста, приведите какой-нибудь свой пример того, как вы поняли то, что Кант называет совершеннолетием и несовершеннолетием – из опыта, из своей жизни, из повседневности.

Студент (считающий себя вундеркиндом) с развязным видом снисходящего: Ну вот например Вы. Типичный пример несовершеннолетия. Вы приходите сюда каждый день, потому что иначе Вас отсюда вышвырнут, следите за порядком, носите мундир и делаете всё, что Вам говорят Ваши начальники, и у Вас практически не остаётся возможности хоть над чем-то подумать своей головой и воспользоваться ею. Так и выглядит несовершеннолетие по Канту.

Эпизод 13. Размышляя о Ницше

При проверке рефератов, сплошь скачанных, вдруг – у одной хорошей студентки в её научной работе натыкаюсь на такие слова: “Ницше был задротом и страдал нехилой манией величия, но с другой стороны, нельзя не проникнуться к человеку, который умел так выносить мозг”.

Эпизод 14. Хозяева жизни

Я: Итак, как вы понимаете фроммовскую идею об установках на бытие и на обладание?

Студент: Ну, на бытие – это когда ты типа вникаешь во что-то одно, тратишь там время, готовишься заранее, как ботан, и тд. Но эта его установка на бытие по ходу не поможет достигнуть успеха.

Я: А что вы понимаете под успехом?

Студент: Ты можешь быть успешным, даже не имея среднего образования, главное, если ты можешь потом сделать так, что твои деньги работают на тебя, а ты не прилагаешь для этого особых усилий.

Я: То есть преподаватель ВУЗа, например, по-вашему, выходит, вообще неудачник законченный?

Студент: Ну а как обслуживающий персонал может быть успешным?

Эпизод 15. Рабинович, где вы берёте деньги?

Изучаем Фрейда.

Я: Итак, благодаря психоанализу гомосексуальность со временем официально признаётся вариантом нормальной сексуальной организации, а не извращением и психической патологией, что фиксируется в ряде медицинских постановлений и документов на международном уровне. Идея же патологичности гомосексуальности в данном случае принадлежит церкви, и прошу вас заметить, если вы предпочитаете за диагнозом обращаться именно к церкви, будьте последовательны – делайте это всякий раз, когда вам нужен диагноз.

Студенты: АААООООААААА??????!!!!!!! Педики????? ЧТО???? ААААА!!!! НЕЕТ! КАЗНИТЬ!!!

Студентка: Врачи тоже разные бывают – не всех врачей стоит слушать. И вообще. Например, наш президент почему-то же тоже считает эти ваши отношения – патологией, что вы скажете на это?

Я: А как вы думаете: почему он так считает?

Студентка: Потому что так считает общество.

Я: А почему так считает общество?

Студентка: Потому что это правильно.

Я: А кто это сказал?

Студентка: Президент.

Эпизод 17. Понаехали

Я: Итак, могли бы вы как-нибудь прокомментировать события последних нескольких дней? (нападение на ЛГБТ-активистов и нападение в метро на мигрантов).

Студент: Чё там комментировать? Людям другой расы нечего здесь делать – только кровь нашу портят.

Я: Простите, но в метро были даже не представители другой расы (что в общем-то неважно), а простые мигранты-узбеки.

Студент: Да мне плевать, какой он там расы: узбек или таджик, один хрен, что Кавказ этот их задолбал, пусть сваливают и не трогают наших баб, у нас своё отчество, а они пусть свою страну валят. Это – патриотизм.

Эпизод 18. Неприятно смотреть

Студент после брейнсторма по национальному вопросу и вопросу секс-меньшинств: Вы вообще понимаете, что после того, какие вы вопросы задаёте на своих парах, к вам ни один нормальный человек на пары не придёт? Меня вот лично бесит, когда мне постоянно задают вопросы, на которые я не могу ответить. Вы засоряете мой мозг всякими вопросами, которые меня потом достают, когда я ухожу, и даже когда просыпаюсь просто, нафига это надо? Я не хочу, чтобы в моей голове были какие-то вопросы, кроме того что там делать конкретно сейчас и всё такое. Вы даже не говорите, как на самом деле, ничего не говорите вообще, только мучаете нас этими своими неприятными вопросами, из которых не вылезешь, всё мировоззрение портите нам, вы думаете, приятно на вас вообще смотреть после этого?

Эпизод 19. Рабы

Проходим отчуждение по Марксу. Разбираем критику частной собственности.

Студент, долго думая: “Всё-таки нездоровая это тема какая-то…”

Я: Почему же?

Студент: Ну, Маркс хотел, чтобы никто не покупал заводы и природные ресурсы, потому что сам был нищебродом. Ясное дело,если бы у него это могло появиться, он бы никогда в жизни такую фигню не написал…

Я: Но позвольте, когда мы покупаем завод, согласно теории Маркса, мы, находясь в условиях капитализма, делаем рабочих фактически рабами – ведь он так и говорит:”рабочий становится рабом своего труда”… Вот лично Вам нужны рабы?

Студент: Что я, по-Вашему, дурак, что ли? Конечно. Больше рабов – больше рабочей силы. Они всем нужны.

Я: И сколько, человек 200 вас устроило бы?

Студент: Чем больше, тем лучше.

Студент 2, сосед по парте: Вот именно, и вообще, если бы у меня было 200 рабов, и у меня бы кто-нибудь хотя бы одного попросил, я бы не дал ни за что, потому что они – моя собственность.

Я: А вас не смущает, что это – люди? И всё такое…

Студенты 1 и 2: Если они оказались на этом месте, значит они просто неудачники, и всё правильно, таких не жалко…

Эпизод 20. Наука стоит

Та же пара. Беседа об отчуждаемом труде и статусе труда как такового.

Студент: Вот к примеру преподаватель – что это за работа такая? Преподаватели не производят ничего, и ничего даже изобрести уже лет 60 не могут – наука стоит, они только ходят и талдычат одно и то же каждый год непонятно кому непонятно зачем.

Я: ???

Студент: Учитель в школе ещё куда ни шло: тот хоть до потери пульса тебе всё разжёвывает, чтобы ты понял, а тут – приходят, чё-то говорят, и непонятно вообще, кому это всё надо, никакого толка.

Я: Вас не смущает, что они для Вас работают, стараются, чтобы у Вас какое-то новое знание появилось?

Студент: Да они просто бабки приходят ни за что получать и всё. Бестолковая профессия.

9 thoughts on “Заметки преподавателя философии – перепост”

  1. Повеяло жестким миксом Арбатовой с Шарпом.
    Верится с трудом, но если вдруг это – реальность, то быть преподавателем в таком месте – это себя не уважать. Действительно, никакого толка((

    Reply
    • Если ЭТО придумано, то автор – гениальный стилист. Потому что как раз рассуждения в стиле клипового мышления переданы идеально. Я такое тоже встречала (Ален, ну ты тоже, я ж не сомневаюсь :)).

      Даже если написанное – правда на половину – все равно тяжко. Я скажу больше: там было сказано о ФОРМЕ, то есть можно предположить, что речь идет о юридическом вузе, ведь только там преподы носят форму. А тогда все вышесказанное – приобретает характер полного армагеддеца!

      Reply
  2. Доброго времени суток!
    Прочитала и теперь прошу Вашего разрешения скопировать и показать студентам (сама являюсь преподавателем, не философии, правда, но дело не в предмете)
    Кроме этого, хочу добавить “в утешение”, что с введением в России платного образования лучшие люди (как в интеллектуальном, так и в моральном плане) зачастую просто не имеют возможности стать студентами. Чувствую, “утешение” получилось хиленьким…
    Спасибо за Ваш блог!

    Reply
    • Копируйте, конечно… А про утешение, коллега, понимаю… та же ситуация и с Украиной. Зачастую талантливые ребята из малообеспеченных семей – пролетают с высшим образованием.

      Reply
  3. Извините, впервые на сайте, обычно не комментирую, но уж очень задело, а вот это так даже понравилось!

    “При проверке рефератов, сплошь скачанных, вдруг – у одной хорошей студентки в её научной работе натыкаюсь на такие слова: “Ницше был задротом и страдал нехилой манией величия, но с другой стороны, нельзя не проникнуться к человеку, который умел так выносить мозг”.”

    А в целом, поверьте, очень похоже на правду. Как-то на психологическом факультете идет экзамен по философии (я там не в качестве преподавателя, а в качестве студентки затесалась), сзади студентка с ужасом смотрит на билет где дано какое-то утверждение о Бердяеве, и спрашивает, о чем это. У меня с собой Лосский, – я открываю страницу, подаю книгу открытой на странице, где ответ на билет почти дословно как-бы расширен (может, даже формулировку оттуда брали, – не знаю, правда, скорее, через третьи руки цитата). Проходит, наверное, минут десять, и девочка снова постукивает меня по спине:”А где здесь?”
    Другой эпизод того же времени: По истории психологии написала я реферат о древнеиндийской философии, на зачете рассказываю, преподаватель спрашивает, чем отличается буддизм от джайнизма, я отвечаю, и среди прочего, говорю, что в джайнизме на карму можно влиять поступками или образом мысли, потому что мир джайнизма менее фрагментарен. Выхожу из аудитории, за мной выскакивает студентка, разгоряченная, вся кипящая от возмущения и говорит:”Я с вами не согласна! на карму влиять нельзя!” Так мне и не удалось ее убедить, что я тут ну вовсе непричем, что религиям этим больше 3 тысяч лет и за это время их и меняли и толковали и формировали как-то без моего участия.
    Позже я сама преподавала, и тогда убедилась, что скачанные рефераты они даже не читают, они их просто распечатывают, причем иногда по два-три одинаковых на группу.

    Reply
    • Да мне еще отобранные студенты попадались 🙂 Мои перлы – они потусклее будут 🙂

      Reply
  4. Я в школе работаю учителем русского языка. На Украине. Дети непосредственны, спрашивают у меня всякую чушь с невинным видом. Из серии:”Правда, что помады делают из собак и бычьих членов?” или “Когда Украина победит Россию, что с вами сделают?”Директрису нашу , вообще, цитируем годами.Перлы:”Петь буферамбы.”,У кого дети, у того и компьютер”.Эх, глупость и недалекость людская!

    Reply
    • Олеся, сочувствую… А ведь решить проблему можно… Нужно только заставлять детей много читать. В Канаде это работает, и дети читают, хотя гаджетов тут хватает. Их с детства к этому приучают. И люди пишут грамотно.

      Reply

Leave a Comment