Вий

viy

Режиссер: Олег Степченко
В ролях: Джейсон Флеминг, Алексей Чадов, Агния Дитковските, Андрей Смоляков, Игорь Жижикин, Олег Тактаров, Валерий Золотухин, Нина Русланова, Юрий Цурило, Александр Яковлев

Начало XVIII века. Картограф Джонатан Грин совершает научное путешествие из Европы на Восток. Проследовав через Трансильванию и преодолев Карпатские горы, он попадает в затерянную среди непроходимых лесов деревушку. Только воля случая и густой туман могли занести его в это проклятое место. Народ, живущий здесь, не похож ни на один доселе виданный путешественником. Эти люди, оградив себя от остального мира глубоким рвом, наивно верят, что смогут уберечься от нечисти, не понимая, что она уже давно поселилась в их душах и только ждёт случая, чтобы вырваться наружу. Даже в страшном сне учёный-материалист не предполагал, что здесь ему уготована встреча с верным слугой дьявола.

Как бы это сказать… фильм тяжелой судьбы, снимавшийся несколько лет. Как и во всяком фильме, связанном с дьявольщиной, не обошлось без несчастных случаев. Золотухин умер, Русланова получила инсульт, Цурило сломал ногу и получил по полной в семейной жизни.

Однако же оставим мистику и поглядим, что ж там у нас вышло с кином как таковым.

ЗначиЦЦа, есть у нас в анамнезе следующее: картограф из галантной Европы, занесенный ветрами судьбы в Трансильванию, заселенную запорожскими козаками с чупринами, бандурами и женщинами, аккурат становящимися ведьмами к бальзаковскому возрасту. Вы уже впечатлены? Ну тогда вам дальше рецензию читать.

Трансильвания, являющаяся филиалом Запорожья, выглядит примерно как тайга, переходящая в болота. Болота при этом выглядят так же, как у Найта Шьямалана выглядел “Таинственный лес”. И нечто с восемью рогами и восемью ногами, слоняющееся по болоту (Это Бяка-Закаляка кусачая, я сама из головы ее выдумала) – будет одним из финтов кинца. Поэтому я не скажу вам, кто это был, а сразу скажу, что я так и не поняла, где ж там Гоголь.

Нет, ну однозначно, Панночка была, сотник был, даже Хома Брут был… Но каким-таким боком вдруг оказалось то, что Панночка – она вроде ведьма, но при этом – жертва? Каким макаром сотник поступал так, как поступал? И почему тогда в таежной Трансильвании не оказалось добрых психиатров со шприцами, чтобы сделать сотнику в попу укольчик и остановить поток его странных желаний? То, что произошло с Хомой Брутом – вообще не уложилось ни в одну из моих извилин, даже самую коротенькую.

То есть искать логику поступков персонажей и вообще распределять их по карманам “хороший” – “плохой” я вам не рекомендую, потому что вам и таежной Трансильвании с козаками хватит, уж поверьте. А ежели вы вдруг еще и начнете задавать себе вопросы об особенностях церковной архитектуры вышеозначенного региона, и почему это вам все это будет до боли напоминать башню колдуньи из “Братьев Гримм” – то ваш мозг взорвется еще до того, как начнутся собственно спецэффекты.

А спецэффекты меня с кином и примирили – ну угодили, чего сказать. Креза полная, особенно сам мистер Вий и трансильванские козаки в сцене из кабака. Ну классно придумано, и я даже не буду ворчать, что нотки этой крезы я видела в “Лабиринте фавна”. Все равно – классно сделано, классно нарисовано. Поэтому когда действо начало выводиться к теме “противостояние науки и религии” я не сильно тратила слюни на плевки.

Ну что ж… мало ли у режиссера тараканов в голове, – подумала я. Однако режиссер и не думал сдаваться. Агния Дитковските, распятая на кресте, – это ж была находка вышеозначенного товарища. Это ж в трансильванской тайге казаки только так и делали, когда на ведьм охотились. Поймают девку – и ну ее на кресте распинать. Еще и по озеру пустят – всплывет или не всплывет… А параллельно картограф мыкается, нечисть пугает…

И вы знаете, я бы еще долго веселилась, расписывая этнографические изыски авторов сценария. Но на самом деле я им все простила. За один единственный кадр: крест с распятым Христом, который заслоняет собой главного героя от верной гибели. Если бы этого кадра не было – пара литров яда тут бы еще была распылена. Я бы еще поинтересовалась, почему охота на ведьм происходила по сценариям Европы. И почему очевидные ведьмы слонялись по хуторам и ездили верхом на козаках, а убогая немая Агния Дитковските – вдруг оказалась жертвой инквизиции в лице православного попа? Почему нужно было сидеть рядом с проклятым местом, а не валить оттуда куда подальше?

А так – в общем и целом кино понравилось. Да, цитат из других фильмов надергано много, да, извечная тупая тема противостояния науки и религии, причем в самом паскудном варианте тоже присутствует. Да, совершенно неясно, кто кому вася в линии панночки и Хомы и на фига вообще был нужен Вий (кроме того, что он должен был появиться и мы насладились прикладной энтомологией его образа). Но посидеть под пиво и понаблюдать за резвящейся на экране гоголевской нечистью было забавно.

И кстати, малолетняя девица Адамс под вой пристроилась смотреть кино с родителями. Несмотря на то, что мать объяснила, что образ летающего гроба с Варлей – был кошмаром в сновидениях не только детства, но и юности. В результате – в самых страшных местах девица прикрывалась диванными подушками и колдовала над прихваченным айпэдом. Как только страшные звуки заканчивались – из-за подушки высовывался круглый глаз и мадемуазель спрашивали, можно ли снова смотреть кино.

Так что если детей и будете у экранов собирать – только в сопровождении подушек и айпэдов.

Leave a Comment