Война вплотную придвинулась к моему родному городу… она уже давно была близко, но теперь – все совсем рядом… Лисичанск, Рубежное, Антрацит… все, это уже мы… Это уже Луганская область, это уже впритык…
Вчера с ужасом разыскивала друга, кума. Пока он не отозвался – прошло пару часов. За это время успелось подумать обо всем – и ни о чем хорошем. Одна мысль страшнее другой. Потом кум отозвался – немного отпустило. Правда, ненадолго… Ведь объявлена всеобщая мобилизация, пока добровольная – но все же.
Те самые невообразимые времена, которые невозможно было представить даже в страшном сне – они наступили. Женщины, провожающие на войну мужей, братьев, отцов, сыновей… Женщины, бросающиеся на колени перед иконами с беззвучным воплем: “Сохрани, убереги!” Женщины, кровью своей, рвущейся вклочья душой, понимающие, что значит – ждать с войны. И женщины эти – наши ровесницы, второе поколение, выросшее без войны. Слушая рассказы бабушек, мы были уверены, что все это уже никогда не повторится, что все это будет с кем угодно, но не с нами. Видя по телевизору кадры голосящих женщин в хиджабах или причудливых африканских нарядах, мы думали, что все это не про нас и никогда не станет нашей реальностью. Что все это – удел неразвитых народов и неразвитых обществ.
Но мы ошибались. Мы даже этого не боялись – а оно случилось. Война пришла на нашу землю – и вот уже гибнут люди, убиваемые не каким-то чужаком, пришедшим завоевать страну. Люди гибнут, убиваемые своими же соотечественниками. Самая страшная война – гражданская – пылает на нашей земле. Безумие – это наша реальность.
Я не могу предсказывать развитие событий, потому что все слишком абсурдно, а мой склад ума не позволяет анализировать события, я просто смотрю новости и плачу. Какие уж тут попытки анализа. Но одну вещь я знаю наверняка. Что бы ни случилось, у Донбасса появляется новый опыт борьбы за государственность, за независимость. Донбасс получает возможность создать настоящее государство. Украина разваливается на части по многим причинам – но одной из них является то, что ее народ никогда не боролся за свою свободу и государство (сразу говорю, я сейчас не об украинских учебниках истории, а о реальности). Украине государственность дарили, дарили всегда – перекраивая ее как ткань, отправляя области под разных протекторов. Народ ни разу не воевал за нее всерьез. Донбасс – воюет.
А ценится только то, что достается кровью, потом и трудом. И если Донбасс победит в этой войне – он будет ценить родину, доставшуюся такой страшной ценой. А вот остальной Украине как жить – не знаю: с братской кровью на руках – жизнь сложная. Отрезвение ведь наступает рано или поздно – и вот что делать тем, кто убивал своих… не знаю…
Но пока рано говорить о победе… Пока – сохрани Господь воинов, останови кровопролитие…
Иришка, понимаю, как тебе больно сейчас…. Ужасно всё это, просто ужасно, и ведь никогда о таком не думалось, в страшном сне бы не приснилось. Страшно видеть происходящее, видеть, как меняются люди. Ты – не изменилась, спасибо тебе….
У нас в церкви молятся за Украину, чтобы не было войны, чтобы одумались и перестали враждовать люди…. Спаси и сохрани, Господи! дай нам всем сил остаться людьми…
Аленка, у нас тоже молятся… Наверное, во всех православных церквях идет молитва о мире.
Но я изменилась, Аленка. Как меняются все люди, теряющие друзей и близких, как пишет моя подруга, делящие людей на ДО и ПОСЛЕ…
Ирина, из какого Вы города, очень интересно? (Вы пишите о Донбассе)
Меня зовут Анастасия, я из Донецка (и, кстати, филолог английского языка, тоже эмигрантка, на данный момент живу в Германии). Подписываюсь под каждым словом в Вашем посте. Мне тоже казалось, что война — удел стран очень бедных, недоразвитых вроде Сирии или Ливии. Страшно, когда это происходит на родной земле, будто в страшном сне. Приезжала в марте к родителям в Донецк на 3 недели и каждый раз страшно было ложиться спать ночью (еще и с ребенком маленьким).
Анастасия, я из Луганска, в детстве и юности жила с родителями в Луганской области, город называется Свердловск. И в Германии жила, в Дрездене. Вы еще решились ехать в Донецк весной… Мы как только началось в феврале – сдали билеты в Крым, хотели по пути заехать и в Луганск. Сработала интуиция, потому что я не думала, что на Украине такое начнется. Просто когда бронировала билеты, просто ничего не выходило, словно заколдованное. И еще и туроператоры САМИ меня отговаривали ехать, а по ходу еще и Майдан как следует не разгорелся. Я еще удивлялась, почему люди деньги не хотят… Теперь вот понимаю…
Вчера как раз переписывалась со знакомым из Свердловска. Сказал, что привезли первых погибших, хоронили на выходных, 5 человек, 1 лежит в реанимации, но очень тяжелый. Сам он пока не пошел в ополчение, маленький ребенок совсем на руках, но еле сдерживается. Не могу поверить до сих пор, что это происходит на самом деле.
Я, когда тебя читала – о друзьях, Галича вспоминала.
“Уходят, уходят, уходят друзья…. Такой по столетию ветер гудит, что косит своих и чужих не щадит…”
Слова в точку, Аленка… Поэты как-то по-другому чувствуют реальность. Но лучше их никто не говорит о наших чувствах.
Да, похоже на то, что на наших глазах происходит переломный момент в истории Донбасса. И, конечно, такие изменения редко проходят без жертв. Если рассматривать происходящее сухо и без эмоций, то для Донбасса отмежевание от Украины, тем более такой Украины – это плюс. И даже, если сейчас подавят народные бунты, то затишье будет временное. Процесс пошел.
Даже в стане мои суперсвидомых знакомых, у которых еще сохраняются хотя бы остатки совести, – даже у них уже начали говорить, что нужно отпускать Донбасс. Якобы, пусть рабы живут по своим рабским законам, но убивать их нельзя. Дошло – а до этого не доходило, что людей бомбят и стреляют…
Ирина спасибо за ваши статьи.
За ваше здравомыслие.
Я не знаю, что случилось со мной. События на Украине перевернули мою повседневность. Последние 4 месяца я просыпаюсь, первым делом смотрю новости, и засыпаю с новостями.
Хотя последние 8 лет вообще не смотрел телевизор. Не читал новости в интернет и не читал газеты, а читал книги…книги…книги.
А сейчас не могу остановится. Мне говорят: ” это тебя не касается, где ты, а где Украина”. Живи своей жизнью, думай о своей семье, планируй свое благополучие. Но степень лжи, ненависти, лицемерия, несправедливости которые сейчас происходят в мире, и особенно на Украине, не дает возможности быть равнодушным.
Как найти гармонию в душе?
Слава, все то же самое. Даже про телевизор! Слово в слово. А теперь – весь день просмотр новостных лент, утром вскакиваю – новости, чтобы через некоторое время поднять семью и пересказать, что происходит. Вечером перед сном – новости… Только Вы спрашиваете про гармонию в душе у человека, который сейчас еще занят тем, что все время разыскивает близких на Донбассе и передыхает на короткое время: живы. Пока живы…
Какая уж тут гармония в душе. Но знаете, наверное, то, что душа болит, говорит о том, что если есть, чему болеть, значит, оно есть. Гораздо страшнее радоваться происходящему или делать вид, что это далеко и неправда…