режиссер Владимир Хотиненко
Максим Матвеев — Николай Ставрогин
Антон Шагин — Пётр Верховенский
Сергей Маковецкий — следователь Горемыкин
Игорь Костолевский — Степан Трофимович Верховенский, отец П. Верховенского
Александр Галибин — губернатор фон Лембке
Надежда Маркина — Варвара Петровна, мать Н. Ставрогина
Мария Шалаева — Марья Тимофеевна Лебядкина (хромоножка)
Иванна Петрова — Лиза
Евгений Ткачук — Шатов
Мария Луговая — Даша Шатова
Фёдор Лавров — Липутин
Конец 19-го века. В губернском городе N происходит серия загадочных убийств. На место преступления приезжает столичный следователь Горемыкин. Поиски убийц приводят его к неожиданному выводу — в городе создан революционный кружок, в котором состоят два молодых человека, недавно вернувшиеся из Швейцарии.
Я не знаю, как для других, но для меня “Бесы” был самым сложным для чтения романом Достоевского. Как оказалось, экранизация тоже непроста. Фильм с самых первых минут полностью требует стопроцентного внимания, и как бы ни был знаком сюжет, все равно отвлекаться совсем нельзя. Важно все – от титров до малейшего движения любого из персонажей.
Скажу больше – я никогда не представляла себе такого стопроцентного попадания каждого актера, даже самого распоследнего плана, в образы Достоевского. В этом плане Хотитенко просто превзошел самого себя, обычно если читаешь книгу, а потом смотришь кино – все равно где-то хочется ворчать, потому что по-иному представлял себе того или иного героя. Тут – просто снайперский подбор актерского состава.
Скажу больше, я себе представить не могла, что все эти актеры могут так играть. Я открыв рот смотрела на Максима Матвеева, которого всегда считала больше мужем Лизы Боярской, чем актером. Антон Шагин мне понравился еще в “Стилягах”, поэтому я примерно ожидала, что он может потрясти своей игрой. Но вот Матвеев – это просто открытие. Слушайте, да тут кого не возьми – это больше, чем “Верю!” Станиславского, это невероятные впечатления от того, что актеры не играют, а буквально живут на экране. Галибин, который мне совершенно не понравился в роли Мастера из “ММ” Бортко – взорвал представления о своем актерском диапазоне. Костолевский, вечно воспринимаемый эдаким плейбоем, – сыграл так, что мистер Адамс вообще его не узнал, а потом долго открыв рот смотрел на то, что происходило на экране. Мария Шалаева, сыгравшая хромоножку Лебядкину – мороз по коже, потому что мало кому из актеров удавалось сыграть настоящее безумие, которые бы видно было не только в гримасах, но и глазах…
В общем, я могла бы еще извести тучу букв на комплименты, однако, лучше будет один раз посмотреть. Лишний раз убеждаюсь, что в руках хорошего режиссера может сыграть даже бревно. Что и доказывали чешуекрылые – которые тоже исполняли свои роли, причем так, что я бы даже сказала, что у них должен быть отдельный приз за актерское мастерство 🙂
Кстати, я давно не видела, чтобы в кино “выстреливало” все, даже титры. Титры “Бесов” настраивают сразу на очень серьезные размышления – не проматывайте их, обязательно посмотрите.
Ну и сам фильм – те мысли, которые он рождает, те вопросы, которые поднимает Достоевский и вслед за ним вся команда фильма…
Знаете, лично для меня увиденное – это кинособытие сразу после “Собачьего Сердца” Бортко. Достоевский был, есть и будет очень сложным для экранизации автором, режиссеру очень легко соскользнуть в надрыв – и туда же толкнуть всех актеров, которые будут играть истерики и падучие. В этом фильме все совершенно выверено, талантливо.
Я скажу даже больше, мне “Бесы” понравились больше “Идиота” и “Братьев Карамазовых”, хотя это очень и очень крепкие работы.