Давненько я не видела в отношение документального кино “смотрите в кинотеатрах”. Интересно, кто-нибудь посмотрел эти фильмы именно на большом экране? Мы с мистером Адамсом глядели оба фильма с компьютера, по-простому.
И вот чего в результате думаем…
Вообще-то по логике вещей было бы интересным завершить трилогию фильмом “Тайны рождения”. Может быть, авторы и решатся на этот шаг. Пока же оба фильма выстроились как оппозиция: “любовь-смерть”. Две категории человеческой жизни, которые происходят в жизни совершенно каждого человека на планете.
Что могу сказать конкретно по самим фильмам. Конечно, они довольно интересно выстроены: показаны люди разных рас, разных культур, разных языков и возрастов. Рассказано о необычайных научных экспериментах, приглашено много специалистов: от генетиков до философов и врачей, священнослужителей разных конфессий и психологов. Все было очень мило подано, вовремя появлялись ангелы с крыльями и без крыльев, печальные и веселые лица, пейзажи и цитаты из великих. Довольно известные актеры обыгрывали те или иные ситуации, ученые с трепетом и увлеченностью описывали особенности любви и смерти.
Но то ли я с возрастом делаюсь слишком привередливой, то ли в обоих фильмах действительно нет главного: души. При просмотре обоих фильмов все время думалось: “И все же молчание – есть тайна века сего”. Технически, внешне фильмы сделаны очень хорошо. Они продуманы и выстроены, подобрана нужная музыка, звучащая в нужное время, приятный мужской голос говорить правильные вещи за кадром, ученые вовремя сменяются писателями или священством. Но все время не можешь освободиться от ощущения, похожего на чтение стихов, написанных компьютером или компьютерной же музыки. При идеальной гармоничности они лишены того, что дает им человек: невыразимой словами души.
Даже в сугубо познавательном фильме ВВС о любви и сексе этой самой души было больше, чем в этих художественно-публицистически-документальных фильмах.
То же самое можно сказать о фильмах, посвященных смерти. Все было интересно – но не более. Словно посмотрел хороший крепкий блокбастер – все было сделано так, как надо, правильно. Но потом бредешь к полке с дисками, включаешь в сотый раз заежженый-презаежженый старый фильм, и снова получаешь невыразимый кайф просто от того, что смотришь его, даже зная наизусть.
В общем, как-то очень спорно все… Авторы все сделали правильно. Даже слишком правильно. И от этого гармония стала подобной гармонии, созданной искусственным интеллектом. Бездушной…