Режиссер: Юрий Быков
В ролях: Игорь Петренко, Паулина Андреева, Дмитрий Ульянов, Фёдор Бондарчук, Юрий Быков, Карина Разумовская, Елена Подкаминская, Юрий Беляев, Семён Шкаликов, Никита Павленко, Александр Рапопорт, Олег Морозов, Альберт Хасиев, Грант Каграманян, Наталья Рогожкина, Пьер Бурель, Вячеслав Чепурченко
Москва. Лето 2013 года. Период очередного обострения обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке, осложнения внешнеполитической обстановки в Европе. Цепь не связанных между собой событий: нападение боевиков-исламистов на российских дипломатов в Ливии, самоубийство высокопоставленного чиновника МИД, информация о готовящемся в Москве теракте и проникновение боевиков на территорию России, заявление известного правозащитника о фактах коррупции в органах безопасности – на самом деле является многоходовой комбинацией западных спецслужб. Оперативная группа, во главе с генералом Нефедовым, сын которого погиб во время нападения на дипломатов в Ливии, начинает расследование этих эпизодов. Полковник Родионов, входивший в группу эвакуации в Ливии, вступает в опергруппу Нефедова. Раскрыть причины происходящих событий – первостепенная и личная задача и начальника, и подчиненного.
Просмотрела сериал за два дня выходных. Шум в сетке уже стоит – кто ругается, кто ликует, кто ржет, кто искренне поддерживает.
Я скажу так: я не могла не сравнивать продукт с “ТАСС уполномочен заявить”, этого было просто не избежать. И поняла, что тот самый заклинаемый и проклинаемый “совок” умел даже политическую агитку сделать так, чтобы это было интересно смотреть даже сейчас, в конце десятых годов 21 века. Вы понимаете? Уже государства нет, Семенов умер, бОльшая часть актеров, сыгравших в фильме, мертва, – а кино я пересматривала уже два раза. И точно еще раз пересмотрю – чтобы сбить оскомину после этих самых “Спящих”.
Там даже врагов показывали… ну адекватно, что ли… Не делая их куклами из театра Петрушки. А тут – смачно жрущие в высоких кабинетах фастфуд “пендосы” из высших эшелонов власти, суетящиеся, с бегающими глазками, продающие даже свою родину за длинный доллар… Стальные чекисты с титановыми нервами и тестикулами, служащие родине за мизерную пенсию и осознание того, что “эти люди живы – какое еще тебе спасибо нужно”. Предатели, изменяющиие женам с любовницами, идущие на иудин грех за американский паспорт, подлые во всем и конечно же, ведущие монологи о том, что “в этой стране жизни нет”. Хитрющие китайцы, предающие всех и вся ради своей тонко вырезанной китайской цели. В общем, театр картонных дурилок, плоских, как икеевский коврик для ванной. И объяснение всех поступков – любого из героев – как по писанному конспекту. Ах, ее изнасиловали группой и она стала киллером. Ах, она сделала аборт и вышла замуж за другого, но любила всегда только тебя. Ах, он пятнадцать лет ждал, когда увидит ее глаза. Ах, он был сыном дипломатов и ненавидел совок с детства. Ах, он в 17 лет увидел у МГИМО среди студентов потенциальных предателей и стал чекистом.
И все это – на полном серьезе, со слезой на голубом глазу и играющими желваками. Гребаный стыд! И актеры же вроде хорошие набрались, но что им там играть было? Двухмерных бумажных человечков с такими же плоскими характерами и речами? А между тем Быков “Метод” снимал – он умеет с актерами работать, мы это, ребятки, видели совершенно недавно.
Ну вот почему? Почему в проклинаемом и заклинаемом “совке” умели сделать даже заказной политический детектив таким, что уже и знаешь, кто Трианон, уже и знаешь, кто там кому Кикабидзе, а все равно садишься и смотришь – и музыку узнаешь, и на нереально красивую Алферову в десятый раз смотришь, и Соломин мешковатый тебе нравится, и Тихонов, играющий такого же гебешника, как и Беляевский герой. А здесь – хочется исплеваться еще на третьей серии, кто там предатели – становится понятно по диалогам задолго до разоблачения, а романтическая линия между Рогожкиной и Петренко с финальной сценой а ля Штирлиц в кафе с женой – вся целиком и полностью вызывает только один вопрос: на хрена Петренко такая Рогожкина, если рядом ходит Елена Подкаминская с роскошным телом? Пусть из Рогожкиной сделали Тильду Суинтон в версии “тех же щей, но пожиже влей”, пусть ее одевали в струящееся и текучее, но елки палки, видно, что Петренко младше и свежее, как бы там ни направляли свет и не выстраивали кадр. Бывают моменты в жизни, когда дамам надо либо отдаваться пластическому хирургу – либо переходить на роли мам. Иначе – ну как-то слабо верится в великую любовь с женщиной, которая отчетливо проигрывает даже собственной киношной лучшей подруге. Ну или этой женщине нужно иметь такую сумасшедшую харизму – что зритель простит потекший овал лица и несвежую шею. У Рогожкиной же по фильму была роль надломленной дамы-галеристки, унылой до того, что даже когда она смеялась, хотелось подойти и пристукнуть ее чем-нибудь, чтобы она уже как-то ожила, что ли.
Кстати, милейший нюанс. В фильме бухали все… И вот такое патриотическое кинцо о том, что кругом враги, а мы в кольце осады – но все, и великие патриоты, и великие предатели, бухали в основном вискарик. И в штаб-квартире гебистов, и в квартирах положительных героев, и отрицательных. Не родную водочку, армянский коньячишко или крымские вина. Не-не, патриотизм патриотизмом, а Джек Дениелс по расписанию. Не правда ли – милейший такой нюанс? Продакт плейсмент продукта – штамп-печать-уплочено, главное – что уплочено.
Ах да, еще слоумоушен добавьте. В каждой серии минут на десять наберется. Просто открытие в области спецэффектов – слоумоушен в движении крупных объектов. Но это уже так – из области “где б еще поворчать”.
Что хочу сказать в заключение. Я не против патриотического воспитания, очень не против. Недавно видела выступление какой-то китайской девочки, которую в Китае выбросили на улицу, и ее подобрала какая-то американская пара, добилась удочерения и увезла девочку в Штаты. А у девочки оказался совершенно ангельский голос – и вот она и открывала какой-то матч то ли по бейсболу, то ли американскому футболу. И вот стоит эта китайская американка, поет гимн, а камера показывает зрителей. И они держат руку на сердце и по ним видно, что они подпевают от всего сердца, искренне, даже со слезами. Они гордятся своей страной и искренне ее любят. Для них Америка – самая-самая лучшая страна на земле. И не надо говорить, что они “тупые”. У них – самая мощная фабрика грез, где талантливые люди десятилетиями работают на имидж своей страны – и давайте положим руку на сердце. Страна тоже кое-что делает для того, чтобы эти люди гордились, исполняя свой собственный гимн.
А я хочу, чтобы и в России так было! Понимаете? Не в кино чтобы, не в идиотских каких-то агитках, а чтобы показали толпу граждан на каком-нибудь проходном футбольном матче – а там стояли люди и искренне у сердца руку держали. И пели – гордясь, что поют они слова гимна своей страны. Но я и другое понимаю – что для того, чтобы это происходило, должны петься на эстраде песни не Ольгой Бузовой и не Нюшей, не Валерием Леонтьевым и не Борей Моисеевым, не Стасом Михайловым и не Аллой Пугачевой. И песни должны писаться не на трех нотах под умца-умца. И не Федор Бондарчук должен кино снимать и продюсировать, и не Никита Михалков. И вот везде – куда ни кинь, чтобы не было всей этой присосавшейся к госденьгам серой бездарности, которая не просто опустила планку культуры куда-то в глубины гребанного экибастуза, а которая при этом не боится, что ее будут сравнивать с теми, кого еще помнят – с Лиозновой, с Тарковским, Роу или Ростоцким. С Таривердиевым или Шнитке, Магомаевым или Кристаллинской, Тихоновым или Мордюковой.
И не надо мне говорить, что талантов нет, есть таланты – просто какие-такие таланты там, где все занято всей этой шушерой? Которая реально держит народ за быдло, которое все схавает? Вот и имеем то, что имеем. И вот пока расклад будет оставаться таким – лучше нам будет сидеть и пересматривать кино о ТАСС уполномочен заявить, снятое талантливыми людьми – для людей, который еще не считали быдлом.