В ролях
Сергей Шакуров
Анна Каменкова
Владимир Самойлов
Лаймонас Норейка
Ростислав Плятт
Михаил Пуговкин
Нина Меньшикова
Валентин Гафт
Александр Филиппенко
Лев Борисов
Режисcер
Эльдор Уразбаев
Сценарий
Аркадий Вайнер
Георгий Вайнер
Советский детективный сериал Визит к Минотавру был выпущен в 1987 году. Режиссёром его стал Эльдор Уразбаев. Основой для создания художественной кинокартины стал одноимённый роман, написанный братьями Вайнер. Повествование разделяется на две сюжетные линии. Одна состоит из поисков пропавшей скрипки знаменитого Антонио Страдивари. Другая же уходит в историческое прошлое, семнадцатый век,…
Ну не мог “ТАСС” не потянуть за собой другие советские сериалы. Потянул. И я пересмотрела “Визит к минотавру”, смотренный еще тогда, во время премьеры, то есть в подростковом возрасте. Разумеется, просидела все серии с открытым ртом – настолько разнилось восприятие и сюжета, и игры актеров. О самой краже скрипки я знала давно – так получилось, что папа мой знавал человека, выведенного Вайнерами под именем Белаша, ну то есть преступника. И когда мы смотрели фильм, я следила за перипетиями поиска преступника – и мне мешали вставки о Страдивари и вообще длинные монологи героев.
Разумеется, сейчас все изменилось – и я слушала, о чем на самом деле этот фильм, раскрыв рот. Удивительно все же мы меняемся с возрастом и появлением жизненного опыта. Что такое гениальность, чем отличается гений от таланта, можно ли жить с гением, какой он отец и муж… Все это осталось мной совершенно выпущенным при первом просмотре. Но зато сейчас… Я все думаю и думаю об этом.
А актеры! Ребята, когда говорил Плятт, у меня мурашки бегали по коже. Это было потрясающе – особенно когда он говорил о скрипке. Я не представляю, кто еще смог бы произнести этот текст так, чтобы он звучал… так, словно его произносит сам Амати. Я не знаю ни одного современного русского актера, который бы смог говорить слова персонажа так естественно и величественно, что ли… Плятт – стал для меня потрясением в этом фильме.
Разумеется, мой любимый Филлипенко – я с удивлением обнаружила, что помню его Белаша и лишний раз вспомнила кривляния в этой же роли современного актера в новой версии фильма по имени “Следователь Тихонов”, о котором уже писала. Гафт… Сыгравший сломленного человека на грани самоубийства – сложного, имевшего столь много и столь же много потерявшего. Мы знаем его Иконникова больше по словам свидетелей – но когда появляется Гафт, все описания и свидетельства облекаются в живую плоть и кровь. Ты видишь и веришь – что история этого человека действительно такова, как о ней рассказывают.
А вечный комик Пуговкин? Он удивительный характерный актер – сыгравший эдакого дедульку, сдерживающего в себе огромную злобу. И как сыграл! От одного взгляда на него становилось муторошно. А Лев Борисов, которого я почему-то помню только по роли Антибиотика из “Бандитского Петербурга”, а он сыграл комичного алкаша-придурка – и как смешно сыграл.
Кстати, дуэт Шакуров-Каменкова как-то вообще не впечатлил – я даже поперхнулась от неожиданности, обнаружив у них лирическую линию. Шакуров мне гораздо больше понравился в роли Страдивари – оказывается, он прекрасно сыграл все возраста своего героя, и ему удалось передать молодость даже пластически. А вот следователь Тихонов у него вышел какой-то дерганый и невротичный. Я позорница и не читала Вайнеров (надо бы заполнить пробел, конечно) – поглядеть, какие там герои у самих авторов.
В общем, ребята, как всегда настаиваю на том, что советская версия – самая лучшая, а таких актеров, как та старая гвардия – сейчас не делают. Вообще.
Из многосерийников- любимейший (вне зависимости от страны и года выпуска). Некоторые монологи (типа Беляша про контролера- засмотрены до дыр). Слабое место: последняя серия- погоня.
з.ы.: кстати, по книге- начальник Тихонова (которого Самойлов сыграл)- тот самый Шарапов.:)