Есть у нас с доктором Пиндершлосс одно хобби – отслеживать извивы мыслей некоторых наших общих знакомых. Заметили сегодня одну любопытную деталь: чем дольше затишье активности персонажей в соцсетях, тем круче нас ждет выхлоп в конце концов. Вот и сегодняшний день не стал исключением: притихшая было дама (кстати, с двумя высшими образованиями в анамнезе) отворила врата мыслей и поделилась с общественностью, что в медитациях посещает астральную библиотеку, где проводит время с Теслой, Да Винчи, Ньютоном и Кейси. Совет великих сегодня был занят тем, чтобы повернуть время вспять.
Не, ребята, диагноз шизофрения тут не обсуждается. Потому что психиатрически дама всегда была с легким налетом приблажи, но не более того. Тем более, что она не одинока – у нас с доктором Пиндершлосс наберется среди знакомых еще целая команда таких вот открывателей третьего глаза, изучателей древнеегипетской мудрости по сайтам жрецов из Саратова и Нового Волочка, а также медитаций на различные темы под музыку Вивальди.
И что же, всех их направлять на заправку нейролептиками? А вот и нет – они стали жертвами общей тенденции, развитие которой происходит повсеместно в западном мире.
Я говорю о ренессансе магического сознания.
На протяжение всей обозримой истории человечества – магия шла рука об руку с цивилизацией. В самых древних и примитивных захоронениях ученые находят следы того, что смерть сопровождалась некими обрядами перехода из одного мира в иной. По наличию этих обрядов ученые вообще судят о цивилизованности человека как вида – потому что обряд выделяет нас из животного царства, обозначая, что мозг научился воспринимать мир как систему знаков. А это – уже настоящее человеческое мышление.
То есть все эти десятки тысяч лет разум человека был организован по одному лекалу: магическому. Это лекало объясняло мир как уравновешенную систему: если человеку нужно что-либо получить, ему нужно отдать нечто равноценное. Отсюда – всевозможные ритуальные жертвоприношения и методы привлечения на свою сторону неких сущностей, которые могли бы стать помощниками в получении искомого. Мир в магическом сознании – это замкнутая система, на которую человек может воздействовать при помощи либо обрядов, либо – с помощью тех же сущностей, на которых можно действовать при помощи обрядов и жертв. Время магического сознания – замкнуто на самом себе, составляет бесконечно повторяющийся круг, а не стрелу, распрямленную из прошлого в будущее. Мифы и сказки – дадут примерное представление о том, что такое мир для магического сознания.
Христианство первым начало борьбу с заколдованным миром – собственно, наука и возникла в монастырях только потому, что христианство попыталось дать альтернативу в познании и воздействии на этот мир. Отняв у мира богов и божков, ответственных за любой феномен – от водопада до дверной петли – христианство сделало тварный мир познаваемым при помощи научного метода: то есть такого воздействия на объекты, которое предполагает повторяемость, воспроизводимость при любых условиях, подтверждаемость экспериментально и независимость от личности экспериментатора. В магическом мире – подобные воздействия невозможны. Вот решим мы изучить свойства речного дна, а там наяды, русалки, водяные. Причем в Ангаре – одни, а в Ниле – другие. Каждому подай свою жертву, каждый с характером. А то нильские – будут добрее ангарских? И что делать?
Таким образом, начатое в Средневековье расколдовывание мира и расцвет науки – послужили отправным толчком к изменению сознания людей. Ренессанс вновь вернул моду на магию, но Новое время с его энциклопедистами – отдали науке лавры первенства в познании мира, отправив магию в модные салоны для развлечения скучающих аристократок, в народную гущу, жившую привычной вековой жизнью аграриев, озабоченных видами на урожай и сохранявшими все рецепты воздействия на природу с этой целью.
Ни шатко, ни валко – до 21 века наука сохраняла за собой статус универсального языка ойкумены. И, казалось бы, ничто не угрожало ее положению. Однако, заметьте, 21 век стал поистине веком перемен. Изменение социальной жизни людей (выпадение из пространства принадлежности к цеху, профессиональной династии), сокращение межличностных контактов с развитием технологий, снижение уровня образования изменило человека. Автономность, атомизированность существования, сосредоточение жизненного идеала на комфорте и отсутствии необходимости принадлежности к семье и роду, профессиональному сообществу (поскольку огромный пласт информации получается из Сети, а не из обмена знаниями и опытом), разрушение семьи как ячейки общества (индивид сейчас вполне сам себе ячейка) и некоторые другие факторы привели к тому, что люди перестали видеть жизненное целеполагание в познании мира, его изменении в лучшую сторону. Только комфорт, только минимум необходимых знаний, только потребление как жизненная философия.
К чему это приводит? В совокупности с тем, что наука все же развивается – человек все меньше понимает ее парадигмы. И начинает воспринимать ее как одну из разновидностей магии. Добавляем к этому то, что наука как сформированный метод познания мира существует всего несколько веков, а магическому сознанию – не один десяток тысяч лет – и на выходе получаем результат. Тонкая корочка льда научного познания ломается и океан магического взгляда на мир захлестывает человека.
Отсюда – и ренессанс магического сознания. Люди, учившиеся в советских высших школах, начинают искать у себя чакры и посещать астральные миры; министры правительств занимаются тем, что тащат с собой в коридоры власти нооскопы и шаманов, сообщая потрясенной публике на заседаниях центробанка о законах кармы и количестве астральных тел на душу населения. Ученые в глазах общественности превращаются в жрецов, врачи – в колдунов. Вместо химиотерапии публика предпочитает заговоры и водичку с семи источников. Все в сознании человека смешивается со всем – и мы имеем то, что имеем. Кандидаты наук становятся анастасийцами, министры – изучают излучения ануса после онанизма, деятели культуры делятся с фанатами рецептами заговоров и приворотов.
Я не очень хорошо понимаю, куда это все приведет, и не вижу способов борьбы с этой напастью. Единственное, что я могу себе позволить, – не дать своему ребенку впасть в эту ересь. Хотя отчетливо понимаю, сколь мало единомышленников ей придется повстречать на своем пути.
В начале 90-х годов я зачитывался книгами отца Серафима (Роуза). В одной из них (не помню точно, кажется “Православие и религия будущего”), он писал что, “наука возвращается к своим магическим корням” (цитата неточная, по памяти). Тогда мне эта фраза показалась очень странной и даже глупой (поэтому и врезалась в память).
Но теперь мне кажется, что он был прав. Магическое мышление сначала завоюет массовое сознание, а затем – и науку. Нас ждёт даже не новое средневековье, которого ожидал Бердяев, а новое язычество.
Движение к нему заметно не только в духовной сфере, но и в других областях жизни. Например, в современных модах. Татуировки, пирсинг, панковские гребни, окрашивание волос в противоестественные цвета, одежда, едва прикрывающая тело – всё как у папуасов. Но внешний вид тесно связан с внутренним самоощущением человека.
Эвтаназия, всё более популярная в западном мире, явление того же порядка. У многих языческих народов было принято убивать дряхлых стариков, инвалидов или лишних детей.
В искусстве, в манерах, в стиле общения мы сейчас видим огрубление, упрощение, непонимание наиболее тонких и возвышенных человеческих чувств. Тоже скатываемся к папуасскому уровню и даже намного ниже. Папуасы – наивные дети природы, им не было дано того, что было дано нам. А мы данное нам сокровище отбрасываем, как ненужный хлам, предпочитая ему папуасские побрякушки.
При этом, триумф магического сознания не будет означать поражения материализма. Ведь магия – это использование сверхъестественных средств для достижения вполне земных, материалистических целей.
Вы спрашиваете, куда это приведёт? По логике вещей, это должно привести к царству Антихриста, ведь только магический материализм и может быть духовной основой этого царства.
А бороться с ним можно только строго следуя православному христианскому вероучению, не отступая от него ни вправо, ни влево. Всё остальное, включая рациональную науку, слишком слабое оружие против этого тёмного наступления.
Да, Антон. Согласен с Вами полностью.