Помните эти слова Симеона Богоприимца? Он сказал их Богородице, которая принесла в Храм Сына…
Начну издалека и не совсем скромно. С личного примера. Когда дочка сломала ногу и мы привезли ее в больницу, то когда мы шли в приемный покой, я вдруг обнаружила, что хромаю. Хромаю на ту же ногу, что и Настя. И только усилием воли я заставила себя идти нормально – но до тех пор, пока ее не осмотрели и не надели сапожок, я то и дело сбивалась с нормальной ходьбы на прихрамывание.
Немного раньше – я услышала в одной из лекций отца Андрея Кураева совершенно душераздирающую историю о том, как в одно из христианских сел зашли мусульманские солдаты и убили всех мужчин. А вот женщин не тронули – они просто привязали их к столбам и на их глазах умучили всех детей. Все матери к приходу русских войск были мертвы – при том, что у них на теле не было ни одной раны. Русские догнали ушедший отряд и расстреляли их из пушек, и командовавший этим расстрелом генерал считал, что этот поступок – будет единственным его хорошим дело на Страшном Божьем суде.
Рассказ этот меня потряс.
И вдруг – в одной из лекций о работе мозга я натыкаюсь на данные недавнего исследования о работе мозга матерей.
Оказывается, если мать видит страдания ребенка, любые манипуляции, которые с ним проводят (от медицинских до сакральных), то ее мозг активен таким образом, будто она это тоже переживает. Ее тело реагирует так, как если бы все эти манипуляции проводились с ней самой. Разумеется, речь идет о нормальных матерях, а не тех, кто чисто номинально родил и забыл.
В общем, слова Симеона Богоприимца – были не метафорой. Мать стояла у Креста и видела, что творят с ее Сыном. Ее душа, ее сердце действительно были пронзены оружием.
Вот только есть еще одно отличие – Она все знала заранее. Все земные годы Спасителя – знала. Милосердного неведения – у Нее не было.