режиссер Виктор Живолуб
В ролях – Николай Ерёменко мл., Ирина Шевчук, Константин Степанков, Николай Пеньков, Наталья Гицерот, Юрий Каморный, Анна Твеленева, Рита Гладунко
У студента института иностранных языков Никиты Воронова все было прекрасно: всего год до диплома, спортивные успехи-он мастер спорта по дзюдо, хорошая семья, любимая девушка, которая соглашалась подождать год до женитьбы. Никита отлично представляет свое будущее, он привык одерживать победы. И вдруг все рушится в одночасье. Никита на бульваре замечает удивительно красивую женщину, намного старше его.
А вечером неожиданно встречает ее в своем доме: Анна, так зовут красавицу-незнакомку, вместе со своим близким другом Павлом пришла поздравить отца Никиты с днем рождения. Юноша вдруг понимает, что влюбился с первого взгляда и не сможет жить без этой женщины. Никита порывает со своей невестой Машей и добивается расположения Анны. Но опытная женщина использовала этот шаг в своих целях — чтобы удержать своего любимого человека, она не отвечает взаимностью Никите. После легкой хандры Никита начинает всерьез задумываться о положении вещей в личной жизни, которая, как оказалось, не так уж проста и безмятежна…
Признаюсь, я никогда не видела этого фильма. Даже не знала о его существовании. Поэтому когда мы с мистером Адамсом сели его смотреть, внимание разделилось. Потому что хотя фильм снят на Свердловской киностудии, буквально с первого кадра мы закричали хором: “Это же Киев!”
И это не просто Киев – это осенний Киев. Тот самый, прекрасный Киев, который мы оба любили настолько, что провели там медовый месяц. В общем, фильм для нас окрасился красками нереальной ностальгии – мы старались узнать места, где снимались сцены, и очень жалели, что в фильме было не так много перебивок с любимыми видами.
Но тем не менее, фильм – действительно интересен. Итак, в анамнезе действительно есть блестящий молодой человек, студент Киевского иняза, упакованный, самоуверенный чемпион весь в Адидасе и понтах. У Никиты есть девушка Маша, центровая киевская хата и перспективы, от которых кружится голова. И вот в самом центре Киева Никита видит женщину старше себя, в которую моментально влюбляется наповал и с первого взгляда. А потом эта женщина приходит к нему в дом с другом отца.
И вот тут для меня начинаются чудеса на виражах. Женщина рекомендована как красавица, умница, феерическая особа с миллионом достоинств. Никита стоит смотрит на нее телком и всем видом демонстрирует, что пропал, пропал напрочь. Тем временем эта красавица с модной по тем временам прической-домом на голове манерно выпивает наравне с мужиками водочку, во всеуслышанье упрекает своего мужика за то, что он на ней не женится и жирно намекает, что несчастна. Прям очень жирно намекает. Потом ее выставляют с Никитой в его комнату, где разыгрывается сцена, призванная показать зрителям, насколько Анна (так зовут героиню) – роковая, прекрасная и феноменальная.
Чтобы далеко не ходить – нашла в сетке эту сцену
Я не знаю, как кто, но для меня женщина, моментально впускающая в свое личное пространство самодовольного юнца и картинно произносящая “молодаая” – демонстрирует все, что угодно, но не ум и уверенность в себе. Ну то такэ, двигаемся дальше.
По ходу действия женщина эта окончательно сносит Никите голову, параллельно умоляя своего вечного любовника жениться на ней, не получает просимого, расстается с любовником, селится с Никитой, принимает обратно любовника, решившего, что он ее все же любит, и оставляет Никиту с разбитым сердцем. Никита приходит к своей девушке – спросить, как же ему теперь жить дальше. Ну и финал…
Очень схематично набросала действие, на самом деле фильм богат нюансами, деталями, хорошими диалогами и очень хорошо подобранной музыкой, я бы даже сказала, слишком хорошо подобранной музыкой.
Актеры… у меня была одна-единственная, но очень важная претензия. По фильму Никита – старшекурсник, его девушка Маша – ровесница. Анне – судя по ее любовнику и его другу, должно быть около сорока. На деле Еременко младший – 49 года рождения, Анна Твеленева (та самая Анна) в реале на год его старше. Ну и Маша – на два года младше. Константин Степанков, играющий отца Никиты – 1928 года рождения. Николай Пеньков, играющий любовника Анны – 1936 года рождения. Ну то есть в “молодость” Никиты и “зрелость” Анны – не верилось от слова “вообще”. Потому что Еременко – актер весьма ограниченного спектра игры, он замечательно вписывается в роли красавцев, суперменов и героев с малым количеством произносимого текста, когда голый торс отвлекает от всего остального. Изобразить 22-летнего юношу, да еще влюбленного безответно в зрелую женщину… Ну тут явно мискастинг. От этого происходящее приходилось додумывать, дофантазировать, но никак не верить происходящему. Потому что сценарий преподносил одно, а глаза видели зрелого мужика, который мечется между двумя бабами: красивой и простоватой.
И все же – фильм нам понравился. Именно потому, что показал мучительные отношения, нестандартные отношения, несчастные отношения, которые меняют всех героев.
А в конце – я вообще открыла про себя кое-что.
Никита пришел к оставленной им Маше, когда остался один без Анны, с сакраментальным вопросом: а как жить, когда все время больно? Маша ему начинает читать стихи (Маша вообще художница и любит Брамса, то есть не хухры-мухры по сравнению с Анной) и задвигает тексты о величии страданий. И Никита бросает ей о том, что фигня это – стихи, и фигня это – музыка, как жить-то, когда все время болит. И Маша так со слезой на него смотрит, и ты понимаешь, что блин, Маша осознала, на кого ж разменивалась. На тупого чурбана-спортсмена.
И вот тут и нашло на меня озарение. Потому что я – как Никита. У меня тоже было так, когда все время болит. Вот все время – в области сердца. Болит, ноет, долго. И фигня это – стихи, как и музыка. А не фигня – это когда много работы и много движения. А если совсем невмоготу, вышла куда-нибудь в старый город, села на скамейку и сиди смотри на речку. Я не понимала тогда и не понимаю сейчас (впрочем, научившись осознавать, что все мы разные, а значит, и терапия несчастной любви для разных людей разная) – как это, сидеть, страдать, читать стихи и слушать музыку.
Больно? Ну и давай, сцепи зубы и работай.
В общем, не глубокая я и крайне поверхностная женщина оказалась на поверку 🙂 Никита такую бы точно не полюбил 🙂