О патриотизме истинном и ложном

Сегодня День России, с чем я своих российских читателей и поздравляю. И в этот день хотелось бы поговорить о патриотизме – понятии настолько заезженном, что в некоторых кругах оно стало сродни ругательству.

Думаю, если любого из нас попросить дать определение патриотизму, то мы получим примерно следующее: “Это любовь к своей стране, к своей родине”. Собственно, прибавить что-то можно, но смысл, думаю, останется примерно тем же.

Но какая эта любовь? Вот давайте иначе посмотрим: если кто-то говорит, что любит своего ребенка, супруга – то значит ли это, что нужно ходить по городам и весям и кричать о том, что мой ребенок или моя жена – самые красивые, самые умные, самые замечательные на свете? Ну вот если кто-то из нас такое увидит, он заподозрит кричащего в любви?

Кто как – а я нет. Точно нет. Я пойму, что человек действительно любит, если он меньше говорит и больше делает. Заботится, выкладывается, чтобы любимому было хорошо, прилагает все усилия, чтобы доказать свою любовь делом. А ведь любовь к родине – это чувство того же порядка. По-настоящему любят родину не те, кто машут флагами с воплями “Тагил” на берегах египетских ол-инклюзивов; не те, кто кричат об особом пути России, попутно унижая “гейропку и пендосов”; не те, кто на каждом углу величают себя патриотами, противостоящими “силам западного зла”. А те, кто просто идут и чистят лес или берег реки от пластикового мусора. Кто помогает старикам и детям, больным и оступившимся. Кто честно работает и зарабатывает, не воруя ресурсы. Кто учит и лечит, растит хлеб и добывает уголь, охраняет границы и старается честно делать то, что умеет.

Я не понимаю гордости какого-нибудь “патриота” с пивным пузом, орущего о Пушкине и Толстом в лицо официанту-прибалту. Этот ор только унижает родину – именно за то, что ты, ее представитель, понимаешь гордость исключительно как унижение ближнего и упоминание всуе тех, кто стал истинным символом, лицом этой земли. Ты лично какое отношение к Пушкину и Толстому имеешь? Да ты “Кавказского пленника” с “Кавказской пленницей” не различаешь и “Повести Белкина” считаешь написанными Белкиным. Какой Пушкин с Толстым? О России сейчас этот официант судит именно по тебе, по твоему хамству, по твоей пакостной, ничем не подкрепленной манере распоясавшегося быдла, которая тут же может смениться раболепным ползаньем на пузе, если ты встретишь более сильного и более властного такого же “патриота”, как и ты сам.

Ах, эта манера бесконечно стремиться встать в строй и развернуть флаги, чтобы показать любовь “к родине”. Ах, эти рассуждения об “особом пути” от людей, которые даже сформулировать не могут, что ж это за путь такой и почему вдруг он отличается от пути других народов. Все “пламенные патриоты”, которые обожают рассуждать об особом пути России, обязательно даже не в следующем предложении, а в его же подчиненной части – тут же упомянут “гейропу с пендосами” в противовес нам, таким духовным и неразвращенным. Знаете, чем все эти “богоносцы” отличаются от тех, кто действительно любит свою родину? Да тем, что по-настоящему любящий Россию человек не орет о любви, а идет и помогает соседскому старику с маленькой пенсией. Тем, что просто возьмет и купит у него пучок петрушки в переходе. Тем, что так же молча пойдет и приготовит обед семье, где отец-священник весь день по требам мечется, а его больная матушка после операции лежит, да детишек полон дом маленьких. Для того, чтобы любить родину – ему не нужно оглядываться на соседние народы и сравнивать себя с ними. Ему и дома есть чем заняться.

Он пойдет и уберется вокруг дома, храма или школы. Переведет тихо и без пафоса свои заработанные копейки больному ребенку. Сделает миллион однозначно добрых дел – без упоминания, что вот сейчас он офигительно добрый, а все на западе – злые и одни только содомские идеалы распространяют.

Мне ужасно не нравится, что к настоящему, истинному патриотизму сейчас все время стараются прилепить идеологию, а в России – ужасно бездарные и тупые идеологи, по сравнению с которыми идеологи советские – это уровень Золотого века русской поэзии. Идеология и превращает патриотизм в распевание песенки “Дядя Вова, мы с тобой”, в мессианское подкатывание глаз, сотворение опусов типа “гимна Мундиаля” от Малининых или иных стишат из той же серии, по сравнению с которыми высмеянные Булгаковым “взвейтесь да развейтесь” – вечные ценности. И тем более ужасно – что вся эта порнография и преподносится и русским, и миру – как единственно правильный образец любви к родине.

Но лично для меня – патриотами, по-настоящему любящими свою страну, являются те, кто тихо и без надрыва доказывает всему миру, что русский – это не столько и не только “Тагил”. Это моя подружка Надюшка, которая показала египетским и турецким отельерам, что можно убирать за собой постель и не бухать с утра до ночи, что можно быть вежливыми и покладистыми “русскими туристами”. Это приятельница моего мужа, которая доказала канадским властям, что российские мостостроители – лучшие работники, грамотные, образованные и исполнительные. Это супруга сына моего друга, научившая немецких акушерок приемам из русской акушерской школы, за которую на нее уже не знают, как молиться. Это мои московские друзья, объехавшие полмира и везде, в любой стране ведущие себя вменяемо и пристойно – хоть в пяти, хоть в трех звездах и не орущие про “слышь ты, обслуживай давай” любому персоналу любой страны. Это мои старшие коллеги, переломившие представление о русских, как о сплошной мафии. Это наши приходские дети, читающие и пишущие на своем языке вопреки соблазну все бросить, “ведь тут он точно не пригодится”. Это огромное количество моих друзей и знакомых, создающих образ русского, как грамотного, вежливого, культурного человека с отличным образованием и способностью не просто понять, а ПОЖЕЛАТЬ понять культуру другого.

Именно в этом – для меня и заключается истинный патриотизм и любовь к родине. И именно так я и хочу любить родину – хотя ее у меня, строго говоря, и нет. СССР не существует. Донбасс – не признанное государство. С Украиной я себя не ассоциирую, с Россией – тоже никакой связи, кроме культурно-языковой и самоидентифицирующей. И все же на вопрос, кто я – я отвечаю “Русская”. И муж так же отвечает. И дочка. Хотя генетически – тоже все очень сильно сложно, особенно у нашего детя с отсутствием даже 50 процентов доминирующей генетики, сплошные четвертушки.

Так что и мы тоже сегодня немного празднуем 🙂 Это и наш день тоже… Еще раз с праздником… очень хотелось бы сказать “соотечественники”.

Leave a Comment