Текст / фильм

Вы, наверное, знаете писателя Дмитрия Глуховского. Это он написал “Метро 2033” и еще несколько постапокалиптических романов. Я их читала – это вполне неплохо, только очень уж нуарно.

Садясь смотреть новый фильм “Текст”, я и была настроена увидеть очередную чернуху, но даже пристроившийся ко мне под бок мистер Адамс после просмотра изрек: “Блин, какой же это безысходняк”.

Кстати, не читайте официальных кратких пересказов сюжета: они не имеют ничего общего с фильмом. Имеется филологический вьюноша Александр Петров, которого в клубешнике загребают с подкинутой наркотой, сажают на 7 лет, и виновный в его посадке мент в исполнении Янковского-младшего, оказывается не в том месте и не в то время. Вышедший из тюрьмы Петров его встречает, убивает и забирает его мобильник.

И вот весь фильм главный герой просматривает мобильник своего врага – и, притворяясь им, меняет судьбы тех, кто оказывается в контактах убитого. Но одновременно – он больше понимает и о личности милиционера, своего врага. Не скажу, чем кончилось дело, вдруг захотите смотреть – так хоть что-то останется неизвестным.

Что хочу сказать по поводу фильма как такового. Это крепкий фильм, пригружающий, прессующий – но крепкий. Показывающий жизнь без прикрас и полутонов. Там есть мат – и ты понимаешь, что без него никак нельзя, матерный язык позволяет лучше понять героев, особенно главного.

Там есть порносцена, из-за которой разгорелся скандал с Кристиной Асмус. Сцена действительно на грани, это уже даже не жесткая эротика – но она там действительно нужна. Я не ханжа, не всплескиваю руками и не бьюсь в падучей, если на экране разыгрывается коитус: но я должна понимать, какой в нем смысл. Зачем мне его показывают. В фильме “Текст” так было нужно – именно так, как было показано. От этого сцена не вызывала отторжения – она призвана была проиллюстрировать посыл режиссера – и она это сделала. Асмус, конечно, либо очень смелая, либо очень глупая девушка – решится отыгрывать такое. Но в любом случае – сцена должна была сыграть определенную роль – и она ее сыграла.

Вы знаете, в фильме действительно все время присутствовал мотив запараллеленых жизней, непрожитых жизней – и режиссер мастерски передавал эти потенции, несбывшиеся реальности – которые могли бы случиться, если бы герои приняли другое решение, послушались других или себя… И одновременно в фильме присутствовал мотив выбора: как тот или иной сделанный / не сделанный выбор меняет все. Жизнь, судьбу, жизни и судьбы других.

Актерская игра… Ну что о ней можно сказать. Разумеется, главная нагрузка шла на Петрова – и я уже могу сказать, что он повторяет судьбу еще одного раскрученного актера, прекрасно стартовавшего и обратившего все в грандиозный пшик – Данилы Козловского. Петров стал попсовиком, он искренне старается играть в “Тексте”, но бесконечно повторяет и повторяет самого себя. А в фильме было что играть – особенно изменения молодого наивного студента в зека, который выжил на зоне, не потеряв себя. И трансформацию этого человека в убийцу, пусть поневоле. Постепенно запускающего цепочку событий, разных событий – которые становятся лавиной, погребающей под собой все и вся. И финальный выбор героя, страшный, мучительный, жуткий – Петров сыграл на истерике. А мог бы и иначе… Было бы гораздо страшнее – и правдоподобнее, что ли…

В общем, ребята, это очень мрачный и трагический фильм. Он депрессирует и запрессовывает. Отстаивала его двое суток, прежде чем что-то написать. Сами решайте, смотреть или нет.

Leave a Comment