Я никогда не была поклонницей Анны Нетребко как оперной дивы, но это ведь чистое дело вкуса – вон чего творили поклонницы Лемешева и Козловского, а оба были гениальными тенорами.
Но тут дернуло меня (как всегда с опозданием) глянуть юбилейный концерт Пахмутовой. От “Старого клена” в исполнении Лещенко и Семенчук у меня чуть уши на взорвались. Ну видела я всякое, и еще больше слышала, но чтобы такой позор – это, конечно, охренеть. Могутная тетя в красном, конечно, слова и музыку выучила, но вела себя на сцене как пародия на пародию. Отодвинув Лещенко корпулентными плечами и животом, Екатерина принялась забивать его что голосом, что телесами, и происходящее стало напоминать сельский клуб, соревнование местной примы самодеятельности (одновременно бригадира цеха тортов и пироженок кондитерской фабрики) и приезжего артиста “с самой Москвы”, где прима, наконец, оттягивается за все бездарно прожитые годы без сцены Большого, на которой видит себя каждую ночь в приятных снах. На лицах публики было написано многое, даже перекошенные филлерами дамы еще больше перекосились, потому что происходящее могло нанести урон даже музыкальному слуху, закаленному сипением околовсяческих Нюш.
Но поразило меня другое. “Беловежская пуща”, спетая Анной Нетребко в сопровождении детского хора телевидения и радио и оркестра. “Пуща” является одной из моих любимейших песен, у меня буквально всякий раз бегут мурашки – и когда я слышу ее в исполнении “Песняров”, и когда ангельский голос Виталика Николаева начинает “Заповедный напев…” и его подхватывают детские голоса самого главного пионерского хора СССР.
Да, песня сложная, да, нужно виртуозно владеть голосом и, разумеется, иметь слух, чтобы попадать в ноты, но кому ж, если не “главному сопрано” это делать. Так подумали все – включая Александру Пахмутову – и ошиблись.
То, что происходило на сцене, сложно описать словами. Анна, конечно, очень старалась, шевелила надбровными дугами, прижимала наманикюренные руки к груди, но я не понимаю, в чем была проблема. То ли в том, что у Анны сел голос после перелета в самолете, то ли она банально не выспалась, то ли не знаю… соленого поела или газированного попила.
Но фальшивые ноты в середине выступления? Совершенно провальные низы, которые даже я, не великий спец в бельканто, слышала отчетливо? И это были не мелкие огрехи, это было на протяжение всего выступления.
Да, пипл схавает, и он схавал – как всегда. Но знаете, в чем причина, мне кажется? А в том, что репетиций, кажется, не было. Не было ни у Лещенко с дамой в алом, ни у “величайшего сопрано”. Или была одна “по-быренькому”. Ну реально – оперные дивы, “Норму” поют с “Тосками” и “Царицами Ночи”. А тут “Старый клен” или “Пуща” какая-то… Прямо, бином Ньютона.
А вот и бином… Мы уже говорили, что оперным певцам вредно петь эстрадные песни – там совсем другой уровень владения голосом требуется, и если оперный певец увлекается попсой, рано или поздно оперный голос, даже если он был хорошим и крепким, он потеряет. По Баскову или Максаковой это весьма заметно – так что далеко ходить не надо. Тут если взять более понятное сравнение со спортом – представьте себе, что накачанному бодибилдеру с раздутыми банками мышц нужно взять и начать практиковать быстрые резкие удары как в боксе. Или сухощавому жилистому бойцу пойти и резко взять вес штанги. Не нужно считать, что если ты имеешь поставленный оперный голос, то спеть эстрадную песенку для тебя – это как штангисту потягать гантельки по три кило каждая. Типа очень легко. Нет – речь идет о совсем иной постановке всего певческого аппарата – от маски до положения диафрагмы, и результат как раз будет именно таким, как я описала на спортивном примере.
Именно поэтому потуги эстрадных певцов “взять оперную ноту” выглядят почти всегда столь жалкими, а попытки оперных спеть “ченить легенькое из эстрадного жанра” – зачастую оказывается полным провалом. Вишневская в свое время писала, как пыталась взять в репертуар кое-какие песни Шульженко, когда еще не прошла конкурс в Большой и зарабатывала гастролями по стране в качестве певицы легкого жанра, но поняла, что “перепеть” Клавдию Ивановну у нее не получится, хотя ну попробуйте сравнить эти два голоса…
Вообще по-хорошему Нетребко должна была либо отказаться от “Пущи” по чисто техническим причинам, либо – посерьезнее отнестись к исполнению и попробовать взять учителя вокала, который бы переставил ей технику для правильного исполнения… да, одной единственной песни… да, на одном единственном концерте.
Но это и отличает подлинного профессионала от “и так сойдет, пипл схавает”. Корона “величайшей солистки современности” сослужила Анне нехорошую службу, хотя, ребята, я повторяю, дело тут, конечно, в чистой вкусовщине, но сравните Анну с той же Вишневской, Каллас или Кабалье… Вы же на слух всех троих друг от друга без видео отличите – а Анну сможете вслепую узнать? Я – нет. А значит, голос не уникальный, и вся эта корона – выдана на исключительном безрыбье современной оперной сцены.
Злые языки уже давно уронили, что со вторым замужеством Анне начали изменять и хороший вкус, и голос… А я думаю, что и уважение к публике – тоже изменило.
Если не изменит чувство меры – Анна сама пойдет в инстадивы, а вот ежели и тут случится измена – мы еще и не то с вами услышим.
Кому ушей не жаль – наслаждайтесь
Дети поют красиво. А вот Анна, да, фальшивит. Не её это песня. Больше вопросов к тем, кто организует такие концерты. Для кого это всё делается? Неужели находятся те, кому это может понравиться?
Да. Видела это выступление. Сказать, что оно провально- не сказать ничего. Даже я человек с тугими, лишенными музыкального слуха ушами, мягко говоря, опешила, услышав такое. И ладно это были бы какие- то нюансы, огрехи, заметные только профессионалам.. Но чтобы так явно отвратительно.
Нетребко я услышала лет пятнадцать назад, когда в России ее знать никто не знал,ибо покоряла она заграничные площадки. И знаете ,она ведь действительно замечательно пела- у нее был красивый тембр, голос наполненный, глубокий. Притом что я не любитель сопрано ( мне большинство сопрано слышатся звенящим визгом в ушах) голос Нетребко действительно нравился. Ее хотелось слушать.
Да он изменился после родов, но то, что осталось от этого голоса сейчас….
И вот сейчас, когда от голоса почти ничего не осталось, ее активно пиарят в России. Когда была в лучшей физической и профессиональной форме- продавали на Западе, а сейчас- русский пипл схавает. Обидно
Я Нетребко не слушаю вообще, но мне тоже не понравилось ее пение. На высоких нотах она перегибала палку, как мне кажется. И да, такое впечатление, что ей дали спеть незнакомую песню без репетиции.
Я не понимаю, зачем оперной дали эту песню, там совсем не нужно так “орать и вытягивать”.
У солиста Валерия Дайнеко своеобразный и неповторимый голос, он как будто льется, без особых усилий, легко и спокойно и в то же время голос звонкий и сильный. Вот вышел человек на сцену, спокойно спел и безо всяких кривляний, петушиных нарядов, фонограмм, без подтанцовок голых баб за 5 минут завоевал аудиторию. Только так осторожно ее исполняя слушатель может целиком прочувствовать эту песню, быть в ней, понять смысл услышанного и просто неподвижно замереть от фонтана полученных эмоций.
Как же сейчас не хватает этой чистоты и порядочности, этих голосов и приятных натуральных лиц..
Это также одна из моих любимых песен детства, но сейчас я ее воспринимаю по-особенному. Ощущение, что все хорошее ушло, осталось в прошлом и от этого внезапная грусть накрывает сразу, как только я слышу этот кристально-чистый голос. Я не знаю, но всякий раз у меня текут слезы на протяжении всей песни.
У меня лично это чувство печали появилось из-за обстановки во всем мире: от обилия грязи, пошлости и распутства и на телевидении и в жизни вокруг нас, до понимания того, во что мы превратили нашу планету; как мы убиваем природу и друг друга; как теряем человечность, сострадание и доброту; из-за невозможности и нежелания спасти и сохранить эту заповедную зону (планету) и вернуть все хорошее, доброе.
Какой кошмар! Так испортить прекрасную песню. Пошла послушала “Песняров”. Полегчало
посмотрела. Ну, какой-то фальши я не услышала, “в ноты попадала”)))) Но исполнение тяжелое, оперное. А так… ну, может, если песня является любимой, то слушать такое исполнение – фуууу, кошмар и все такое! Но мне песня никогда, особо, не нравилась, поэтому и данное исполнение я восприняла спокойно.
Анастасия, ну еще не хватало профессиональной певице в ноты не попадать :)))