Знаменитый ансамбль Цвингера, который называют просто Цвингер был построен в 1702-1732 годах по проекту архитектора Маттеуса Даниэля Пёппельмана в стиле дрезденского барокко. Скульптуры изваял Бальтазар Пермозер, уже известный нам по прошлым экскурсиям по Дрездену.
Я уже не раз рассказывала о Цвингере и помещала множество фотографий этого дворца. Также я рассказывала о посещении Картинной Галереи Старые Мастера, Оружейной палаты (см. записи в рубрике “Дрезден”).
Сегодня я расскажу о том, как в мае 1945 года искали дрезденские сокровища.
Во время Второй мировой войны картины Дрезденской картинной галереи были эвакуированы далеко за город в совершенно непригодные для хранения картин места: туннели, подвалы, выработанные штольни, чердаки замков. План по вывозу картин был разработан самим Геббельсом и осуществлен гауляйтером Саксонии Мартином Мучманом. В принципе нацисты хорошо сделали, что увезли картины хоть куда-то – потому что во время бомбежки февраля 1945 года Цвингер был полностью разрушен. Рядом с ним стоял фургон, полный картин, который не успели вывезти за город – все картины сгорели; те, которые были вывешены в Королевском замке, тоже сгорели дотла.
Сразу после Победы сапер по имени Ханутин проверял руины Цвингера табличка “Замок проверен: мин нет, проверял Ханутин” почти не видна, поэтому рядом с ней повесили медную мемориальную дощечку с той же надписью (табличку можно увидеть на стене, обращенной к Земпер Опере). Когда армия маршала Конева 8 мая 1945 года вошла в Дрезден, то на месте некогда прекрасного города торчали кое-где уцелевшие стены и трубы, покрытые копотью пожаров. В составе войск, вошедших в город, находился 164 батальон под командованием Виктора Перевозчикова. 8-го же мая батальону отдали приказ искать вывезенные картины Дрезденской галереи. Поисковую группу возглавил младший лейтенант Леонид Рабинович, художник из Киева, который владел немецким языком. Первым делом группа обследовала руины Цвингера и Земпер-Галереи, но там ничего не было. Поисковикам стало ясно, что картины вывезены из города.
В подвале заминированного здания Альбертинума Л.Рабинович и его группа нашли заминированную дверь.
Когда дверь разминировали, то в комнате нашли в полном беспорядке валяющиеся скульптуры и ящики с картотекой галереи. Майор Перевозчиков доложил о первой находке генерал-майору Сухареву и тот отдал приказ искать дальше.
Параллельно картины искали и поисковые группы Союзников. Наши стали опрашивать местных жителей, и вскоре выяснили, что картин в Дрездене нет, информаторы сказали, что вне городской черты есть тайники, куда могли увезти картины из Галереи. 9 мая, когда праздновался День Победы, поисковая группа выехала в район городка Пирны недалеко от Дрездена. В небольшой деревеньке Гросс-Котта предположительно находился один из тайников. Подъехавшие саперы обнаружили странную дверь в скале, куда вела узкоколейная железная дорога. По этой дороге возили добытый из местных карьеров песчаник. Именно сюда в 1944 году свезли часть картин Дрезденской картинной галереи. Сюда же определили “Сикстинскую мадонну” Рафаэля. Поначалу в тайнике предполагалось даже наличие микроклимата, но к концу войны электричество сюда не поступало. И вот тут, во мраке и сырости несколько месяцев валялись бесценные полотна. У стены стоял какой-то болшой ящик с амбарным замком, к стене были прислонены золотые рамы. Леонид Рабинович попытался посветить фонариком внутри открытого ящика и вдруг вне себя от волнения закричал: “Рембрандт!” Это был “Автопортрет с Саскией на коленях”. В своих воспоминания Виктор Перевозчиков упоминает около 200 картин, найденных в старой выработке. Многие уже начали плесневеть. Группа выставила охрану и взяла с собой ящик, в котором, предположительно, могла находиться и “Сикстинская мадонна”. В штабе ящик был вскрыт и картина действительно оказалась там.
10 мая группа солдат 2-го полка обнаружила в подвале одного из домов недалеко от Ратуши собрание монет, валявшихся на полу. По всему было видно, что здесь уже были мародеры. На следующий день в Дрезден прибыла майор Наталья Ивановна Соколова, искусствовед, владевшая немецким и французским языками, в ее задачу, в первую очередь, входило создание временных условий для хранения найденных картин. Объехав весь Дрезден, она остановила свой выбор на замке Пильниц.
Пильниц находился за городом и не пострадал от бомбежек. В последующие несколько дней было обнаружено еще несколько тайников с картинами Дрезденской галереи, собранием Кабинета Гравюры, собранием фарофора и других сокровищ Зеленых Сводов, все тайники охранялись солдатами из батальона майора Перевозчикова. Примерно треть картин требовала срочной реставрации. Майор Соколова тщательно регистрировала привозимые находки и решала, насколько срочно находка нуждается в помощи спецалистов.
В августе 1945 года часть картин была вывезена в СССР, другая часть собрания осталась в Саксонии. К сожалению, реставраторам из Москвы, Ленинграда и Киева не удалось спасти все картины, 206 картин, вывезенных из Дрездена, погибли окончательно. А 463 картины, в основном малых размеров, пропали при транспортировке. Интересно то, что спустя десятилетия, пропавшие картины объявляются на Западе в частных коллекциях или на аукционах. Иногда картины возвращаются в музей, скажем, работа Яна Брюггеля Старшего “Равнинный пейзаж с ветряной мельницей”, написанная в 1611 году, после 60 лет скитаний вернулась в Дрезден. Возвращение сопровождалось международными юридическими разбирательствами между Украиной, Германией, США, Голландией и Бельгией.
В 1955 году советское правительство вынесло постановление о возвращении всех 1240 картин Дрезденской галереи на родину. Но сначала в Пушкинском музее в Москве была устроена выставка, которую посетили больше миллиона наших соотечественников. В 1956 году Галерея была полностью восстановлена и картины выставлены для всеобщего обозрения. В 1992-94 году галерею еще раз основательно реставрировали.
Во время наводнения 2002 года, когда весь Цвингер был затоплен, картинную галерею снова эвакуировали, но на этот раз в пределах Дрездена.
Спасибо! Пишите еще)) очень интересно.