Доказательства бытия Божия

Помните, Иван Бездомный за доказательства бытия Божия намеревался послать старика Канта на Соловки? А Воланд говорил, что доказательств бытия Божия известно ровно пять и что тот самый Кант соорудил шестое доказательство, опровергнув первые.

Так вот, в наше время доказательств бытия Божия существует в три раза больше. Но для начала скажу вот что: сам опыт доказательства бытия Божия – скорее опыт католический. Сами работы по доказательствам бытия Бога написаны в католической школе богословия – самые известные работы принадлежат Фаме Аквинскому и Ансельму Кентерберийскому. Но нужно хорошо помнить, что аргументы были направлены не на атеистов, которых в Средние века существовало мало, а к верующим. Богословская мысль стремилась подтвердить веру рационально. Существование Бога мыслилось как очевидное, поэтому и доказательства Его бытия основывались на очевидных разумных подтверждениях.

В православной школе богословской мысли подобного опыта схоластического осмысления не было. Потому что у православных самым главным доказательством бытия Бога является сам человек, который встречает Бога в своем сердце. Этот опыт встречи и любви и есть самое главное доказательство. Если этой встречи не произошло, как можно уверовать! А если она случилась, то любящему сердцу уже не нужны еще какие-то аргументы.

Но наше образование “заточило” наше современное мышление на западный лад. И то и дело приходится слышать: “А вы мне рационально докажите, что Бог есть”. Вот привожу аргументы, которые человечество приводит для рационального объяснения бытия Бога.

1. Доказательство ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ (existence – “бытие, существование”) формулируется так: “Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?” Создать что-либо и поддерживать существование созданного несоизмеримо труднее, чем ничего не создавать и не иметь. Скажем, предлагаю вам самостоятельно спроектировать, потом построить, а потом поддерживать в чистом состоянии небоскреб. Или расчистить в джунглях огород, засеять его семенами и бороться за урожай с сорняками и вредителями. Стоит только денек полениться – и все, огород будет либо объеден животными, либо в нем с космичесой скоростью начнут расти сорняки (любой огородник подтвердит). Проще говоря, создание и поддерживание некой структуры требует непрерывной подачи энергии извне. Поэтому аргумент атеистов о вечности и нетварности Вселенной противоречит великому и ужасному второму закону термодинамики – потому что атеисты не правы, а закон прав. Если бы вселенная существовала вечно, в ней бы не было ни одной звезды, ни одного атома, потому что если даже огород за сутки превращается в джунгли, то что говорить о нашей вселенной, которая просто не в состоянии существовать вечно сама по себе без притока энергии извне.

2. Доказательство РАЗУМНОГО УСТРОЙСТВА МИРА.
Почему все, что есть, закономерно и поразительно упорядочено, несет на себе несомненный отпечаток разумного плана устройства целого? Ведь такой план не может не предполагать существования сверхчеловеческого по своим возможностям Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность – свойство разума)?
Николай Коперник, про которого любят говорить атеисты, скромно опуская, что Коперник был не просто верующим, а еще и доктором канонического права, действующим каноником, формулируя свою гелиоцентрическую теорию (кстати, вы знаете, что помещая солнце в центр, Коперник еще подчеркивал, что Бог – подобно солнцу – должен быть в центре вселенной человеческого разума), считал, что наш мир устроен удивительно гармонично, как если бы его задумал некто, обладающий великим разумом, превышающим человеческие представления. Альберт Эйнштейн, сформулировавший теорию относительности, так выразил эту мысль: “Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием”.
Вселенная, как говорили еще древние греки, является “Космосом”, то есть прекрасно упорядоченной и гармоничной комплексной системой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых подчинена особым законам, а все в целом управляются комбинацией общих законов, так что преследование какой-либо частной цели удивительным образом способствует достижению общей цели целого.
Поэтому невозможно допустить, чтобы все это было делом случая, а не разумного Провидения, то есть Промысла Божия.

3. КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Эти идеи встречаются еще у Аристотеля, и сформулировать их можно примерно так: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя – где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, “повисает в воздухе”. Идея эта возникала не только у философов, но и у ученых. Знаменитый Луи Пастер, имя которого связывается с вакцинацией, термической обработкой продуктов (пастеризацией) и другими замечательными открытиями, часто писал о “космической асимметричной Силе”, которая создала жизнь. Он полагал, что понятие ПРИЧИНА “следовало бы резервировать для единственного Божественного импульса, который сформировал эту Вселенную”.
Понятно, что такой первопричину нужно искать только в Боге, который не сотворен, но существует вечно ВНЕ созданного мира. И под словом “причина” нужно понимать не физический толчок к возникновению чего-то, а именно создание бытия из ничего.

4. АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП ВСЕЛЕННОЙ – как доказательство бытия Бога выдвинут как раз современными учеными. Не желая того явно, наука внезапно выяснила, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны только при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложены в самой природе: фиксированного расстояния от Солнца (немного ближе к нему – и живые организмы сгорели бы, немного дальше – замерзли, превратившись в бесчувственные глыбы льда); наличие вращения Земли, без которого на одной половине планеты царила бы невыносимая жара, в то время как другая была бы скована вечным льдом; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не могла бы возникнуть и развиваться техногенная цивилизация, и т.д.
Более того, у современных ученых складывается впечатление, что вся Вселенная расположена и ориентирована таким образом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами! Существующая координация, взаимосвязанность и взаимозависимость этих факторов такова, что возможность ее “случайного” появления полностью исключается.

5. МАЛОВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ является следующим доказательством. Снова доказательство выдвинуто самими современными отраслями физики и математики. Именно эти науки обратили внимание на парадоксальность самого существования Вселенной. Выяснилось, что только по четырем основным базовым физическим константам, без которых она не могла бы длительно существовать в качестве структурно организованного целого, вероятность их “случайного” возникновения и координации между собой равна примерно 10 в минус 100-й степени. А ведь базовых констант не четыре, а еще больше…

6. ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – снова отсылает нас к Аристотелю. Он первым заметил в строении некоторых животных и самого человека ярко выраженную целесообразность. А современная биология доказала всеобщность этого аристотелева наблюдения. Разновидностью деятельности этих механизмов целесообразности является, например, “предустановленная гармония” развития различных живых организмов, которым еще в эмбриональном состоянии как бы заранее известно, с чем им придется столкнуться после рождения. И уж что совершенно ставит дарвинистов в тупик, – это палеонтологические исследования, которые доказали, что многие ископаемые организмы обладают органами, на тысячелетия предвосхищающими внешние условия среды, органами, которые в актуальных условиях существования этих животных абсолютно бесполезны, но действительно понадобятся данному виду через сотни поколений, когда условия существования радикально переменятся. Возникает совершенно справедливый вопрос: откуда в организме, который, по Дарвину, меняется от случайных мутаций, такое пред-знание грядущих перемен? Поэтому либо нужно признать Промысел Божий, либо признавать, что никаких разумных объяснений быть не может и нужно “просто верить, что наука когда-нибудь и на этот вопрос ответит”.

7. “ТРАНСЦЕДЕНТАЛЬНОЕ” ДОКАЗАТЕЛЬСТВО существования идеального мира и Бога отчасти было открыто Кантом и может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени – духовный мир, мир интеллекта, мысли и свободы воли, – что доказывается наличием в каждом человеке мыслей, которые могут относиться к прошлому и будущему, то есть “путешествовать” в прошлое и будущее, а также мгновенно переноситься в любую точку пространства.
Каждый из нас, обратив сознание к источнику возникновения своих мыслей, может без труда заметить, что они появляются как бы откуда-то извне, мысль оказывается как бы проецируемым откуда-то духовным лучом, который освещает материальное бытие как солнечный зайчик – его никак, никому и никогда не удается накрыть рукой, он всегда оказывается сверху…
Таким образом человеческая мысль, якобы рождающаяся в мозгу, оказывается одновременно внутри и вне материи – она будто бы возникает благодаря нейрофизиологическим процессам в тканях мозга, окружена костями черепа, но, одновременно, принципиально существует вне любой материи, вне пространства и времени.
Благодаря этому человек ясно сознает, что обладает духовной природой, которая принципиально иная, чем физический мир, который его окружает. Но из этого следует, что эта иная природа, этот Дух, проявлением которой является человек, так же обладает и разумом, и свободой воли, как сам человек.

8. КРЕАЦИОНИСТСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое.
К ним, например, может быть отнесена взаимосвязанная система сердца, легких и кровообращения у живых существ: невозможно представить, чтобы сначала, предположим, появилось одно только кровообращение без сердца, затем к нему постепенно “приставилось” сердце и начало перекачивать кровь и только после этого начали развиваться легкие.

9. ЛИЧНАЯ ВСТРЕЧА С БОГОМ – тысячи людей описывают свой опыт встречи с Богом, переживания Божественного – либо противоположного, демонического влияния. Свидетельства эти относятся к разным эпохам, разным культурам и разным языкам. По сути своей атеисты противостоят опыту всего человечества. И тут мы подходим к следующему доказательству.

10. ВСЕОБЩНОСТЬ ВЕРЫ – на свете существуют разные народы, с разными традициями, одни едят людей, другие не имеют монетарной системы, третьи не знают колеса или лошади, у четвертых нет института брака. Но на земле нет ни одного народа без религии. Повторяю – атеисты противостоят всему человечеству.

11. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВЕРОЙ В БОГА ЛУЧШИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – лучшие умы человечества верили в Бога. Большинство тех, кто двигал цивилизацию, ее науку и культуру, были людьми верующими. Френсис Коллинз, один из основателей генетики, говорил: “Когда мы узнаем о человеческом геноме что-то новое, я каждый раз испытываю чувство благоговения от того, что человечество теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что научные исследования могут как-то угрожать Богу. Напротив, я думаю, что Бог только выигрывает от нашего любопытства”.

12. РЕГУЛЯРНОЕ ПОЯВЛЕНИЕ СРЕДИ ЛЮДЕЙ ГЕНИЕВ ВЕРЫ – каждая эпоха знает своих святых, праведников и великих религиозных деятелей. Эти люди, имевшие особый опыт встречи с Богом, озарили этим светом сотни и тысячи жизней. Если признавать в этих людях сумасшедших, то это брать на себя слишком много, снова противоставляя себя опыту многих великих людей.

13. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО – позорный, а зачастую ужасный провал идей людей, настроенных атеистически. Когда я слышу про “кровавые деяния религии”, мне очень хочется напомнить про дела коммунистов в бывшем СССР, а также других странах, скажем, в Камбодже… Какие гекатомбы жизней принесены этими режимами в жертву своим идеям…
Самонадеянный человек, провозглашая, что творение его рук “не сможет потопить сам Господь Бог”, имеет сотни утонувших в ледяной воде людей в первое же плавание его чудо-корабля. А посмотрите на судьбы атеистов… Хотя бы самых известных…
Например, судьба самого лучшего философа-материалиста СССР Эвальда Васильевича Ильенкова, сына известного советского писателя, лауреата Сталинской премии по литературе. Всю жизнь обосновывая атеистический тезис о “саморазвитии материи”, которая для своего существования не нуждается ни в каком духовном основании, Эвальд Васильевич нигде не мог найти в советской атеистической действительности нравственной опоры, впал в глубокую депрессию и покончил особой…

14. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО КАНТА можно сформулировать так. Если человек свободен, значит, Бог есть. Примитивно говоря, если я, человек, полностью зависим от природы, являюсь ее частью, то ко мне нельзя применять никакие моральные законы. Природа внеморальна, и если человек – часть природы, значит, убийцу нельзя судить за преступление (как нельзя судить за людоедство волка) и нельзя награждать героя, спасшего ребенка на пожаре (мы же не награждаем кошку, вынесшую котят из горящего дома). Но если человек свободен от природы, значит, он не есть стопроцентная ее часть. Значит, он принадлежит не только этому миру, миру природы. Значит, он принадлежит и подчиняется не только ее законам. И если он принадлежит не только физическому миру природы, он принадлежит к миру духовному. А КТО есть Бог – как не Дух? Чей мир – мир духовный? Следовательно, если человек свободен, Бог есть.

15. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – еще называется “эстетическим аргументом”. Красота мира, растений, животных, человека, зведного неба над головой и травы под ногами настолько превосходна, что нельзя не предположить, что она создана для того, чтобы разумное существо наслаждалось ею. Кроме человека оценить ее просто некому. Роберт Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: “Когда я изучаю книгу природы… то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!”

16. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ФОМЫ АКВИНСКОГО – от реального к абсолютному совершенству. В природе существует ясно наблюдаемая градация совершенства внутри различных видов бытия, которая может быть понята только при наличии абсолютно совершенного Существа, то есть Бога.
Это доказательство сначала может показаться довольно сложным, но простой пример поможет понять его суть: если у вас есть линейка, предположим, длиной в 30 сантиметров, а у вашего коллеги – в 50 см, если существуют свернутые в рулончики метры и другие средства измерения, то все это есть только потому, что реально существуют размерность пространства (его протяженность в разных направлениях) и идея длины.
Точно так же можно было бы привести аналогичные примеры с мерами веса, времени и т.п. Но в природе наблюдаются и более сложные виды градаций, среди которых уникальное место принадлежит “восходящей лестнице” совершенства как в неживой и живой природе, так и в человеческом обществе, а также среди самих людей: есть, к примеру говоря, кривые и уродливые деревца, есть обычные, ничем не примечательные, есть “просто” красивые, но встречаются и необычно прекрасные, совершенные экземпляры. И так не только среди различных видов деревьев, но и среди различных пород рыб, зверей, внутри человеческих рас и т.д. – повсюду можно найти более и менее совершенные особи. Но эти разные степени совершенства в неживой природе (например, среди камней!), между отдельными видами предметов, живых существ и т.п., не могли бы существовать, если бы для них не было реально существующей меры абсолютного совершенства, которую, правда, мы не находим в материальном мире, но которая не может не существовать, и это совершенство – Бог!
В этом и заключается суть данного доказательства.

Таким образом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения – к Богу.

Leave a Comment