Я до конца не верила, что это случится, понимаю, слишком мощно это дело прокачивали, чтобы в конце концов взять и не принять, но была какая-то слепая надежда на чудо. Вдруг пронесет, вдруг какой-нибудь начальник порекомендует откатиться назад – и все это дело встанет хотя бы на паузу.
Не сложилось-не срослось. В мире, где в большинстве развитых промышленно стран уже случился переход от третьему к четвертому этапу демографического перехода, когда смертность населения резко падает, и коэффициент рождаемости падает вслед за ней, приводя к простому замещению, а не приросту населения, Россия решила пойти по своему пути и все демографические законы “взять и отменить”.
Разрешите немного напомнить, что такое демографический переход. Это понятие ввел Фрэнк Ноутштейн (или Ноутстейн в английском произношении) в 1945 году. Он заметил, что в середине 20 века страны, освободившиеся от колониализма, пережили сначала демографический взрыв, а потом резкое снижение рождаемости и смертности, выйдя на стабилизацию роста населения буквально через одно поколение. Оглянувшись назад в историческое прошлое, он отметил, что страны Первого Мира пережили подобный взрыв-падение-стабилизацию в начале 20 века. Так у него родилась концепция демографического перехода.
- Первый этап – большая рождаемость и большая смертность. Этот этап страны Первого мира проходили в 18-начале 19 века.
- Второй этап – смертность снижается благодаря развитию медицины, но рождаемость остается стабильно высокой. Этап еще можно назвать демографическим взрывом, когда прирост населения максимален. Первый мир завершил эту стадию к началу 20 века, и как бы цинично это это ни звучало, к двум мировым войнам человечество оказалось готовым: было кем воевать.
- Третий этап – смертность продолжает стабильно падать, начинается падение рождаемости, выходящее к простому воспроизведению насаления к концу периода. Первый мир прошел этот этап к 70-80-м годам 20 века.
- Четвертый этап – смертность находится на низком уровне, рождаемость уходит от простого воспроизводства и еще более снижается. Наступает период стабилизации населения. В нынешнее время много развитых стран вышли к цифрам превышения смерности над рождаемостью.
Ничего плохого в том, чтобы население планеты не росло по экспоненте, нет – в мире уже сейчас очень остро стоит проблема исчерпаемости ресурсов и климатических изменений из-за хозяйственной деятельности человека. Идеальным для нынешнего состояния мира считается количество населения не превышающее 2,5 – 3 миллиардов человек. Это позволит бережнее относиться к выращиванию еды, потреблению воды и выработке энергии для обслуживания повседневных нужд. Об этом писал еще академик Капица в конце 20 века, а Медоуз с Вишневским снова-таки еще в начале 21 века предсказывали резкое падение уровня жизни при достижении цифр населения 10-11 миллиардов.
От себя лично добавлю, что никогда не могла добиться внятного ответа от любых поборников “рожать и побольше” на простой вопрос: “зачем”? Чтобы что? Чтобы приращивать население? Зачем? Чтобы было кому работать? Но даже в той же России пусть плохонько, но развивается роботизация, а это значит, что рано или поздно возникнет проблема “лишних ртов”, которые куда-то нужно девать. Что происходит в развитых странах, описывать не нужно – давеча я самолично решила с ИИ Канадской Почты проблему потерянных документов. Человек на этапе решения проблемы был только один – я. Пакет не нашелся, я получила компенсацию – решение было принято за пять минут на основании моего общения с искусственным интелектом по телефону и по смс. Я уже давно пользуюсь кассами самообслуживания, Илон Маск грозится вскорости выпустить беспилотные такси не только в Лос-Анжелесе (мой знакомый уже катался, впечатлений – вагон), все идет к тому, что еще немного – и огромные кластеры человеческой деятельности перестанут нуждаться в людях как таковых.
Людей девать куда? На минимальные пособия? Это путь в никуда, без цели и смысла люди могут включать только одну программу: на самоуничтожение; возрастающее количество многообразных аддикций среди молодежи только подтверждают это предположение. Без смысла и цели люди предпочитают уйти в любую форму эскапизма, а алкоголь и наркотики – самая доступная из них, и самая быстро прерывающая их существование.
Я уже молчу о разрушительном влиянии человека на окружающую среду – можно сколько угодно потешаться над слабоумной Гретой Тунберг, но это не значит, что она не права. Особенно это видно тем, кто живет у океана и кто видит, что такое наши провинции Саскачеван и Манитоба.
У океана живу я. Так вот, 40 лет назад дом родителей наших начальников стоял в 40 метрах от океана, перед ним был широкий пляж. В прошлом году дом пришлось укреплять, потому что в шторма волны начали уже перекидываться на террассу, океан буквально находится в нескольких метрах, если даже все спокойно. Это называется подъем уровня мирового океана, и это уже всерьез, это не где-то там на полюсах или крайнем севере.
Саскачеван и Манитоба, так называемые прерии, – это степные провинции, где имеется уран. Там же имеются склады для хранения ядерных отходов. Те, кто знают, что такое рыжий лес под Чернобылем, очень бы удивились, увидь они кое-какие районы наших прерий. И меньше хранилищ не станет – станет только больше, ведь для электрических машин нужна энергия, а брать ее негде – не мазут же жечь.
И куда ни ткни – изобилие коров дает изобилие метана, вредного для атмосферы, изобилие одежды приводит к загрязнению водоемов красителями, пластик сейчас везде, включая наши мозги…
Планете не нужно много людей, и разумное потребление – это не только вынашивание одной пары штанов в год, или смена автомобиля раз в десять лет, разумное потребление – это еще и про то, сколько человек ты приведешь в этот мир. И сколько из этих человек ты сделаешь образованными счастливыми людьми, которые будут видеть в тебе маму или папу, а не вечно чем-то занятого затурканного взрослого, сующего им в руки мобильник, только бы отстали и не доставали своим присутствием.
А еще знаете, что? Ценность человеческой жизни! Когда людей немного, жизнь каждого человека становится настоящей ценностью, я понимаю, что сейчас касаюсь темы для российской ментальности не особенно знакомой, но как бы там ни было, жизнь в обществе, где принцип “бабы еще нарожают”, – это жизнь достаточно мучительная. “Родина всегда предаст тебя, сынок”, – это неправильно, это страшно и жестоко, и увы, русские люди живут в этой реальности уж какое поколение подряд. Да, я понимаю, когда у тебя почти 170 миллионов населения (это последние цифры перед Первой Мировой), то мясные штурмы вполне “оправданы” – бабы ж еще нарожают. Да только потом пришли большевички с тем же принципом, потом – славные командиры Советской Армии, потом – наследники красноармейских командиров с теми же принципами, только для армии России. И это только военные – а сколько репрессированных было уничтожено, сколько философских пароходов отправлено, сколько “валите в свою заграницу” произнесено?
Ничего не стоящая человеческая жизнь и непреходящее отношение к людям не просто как к ресурсу (хороший хозяин ресурс бережет и ценит), а как к малоценному холопью, годному только на то, чтобы стричь его налогами и бросать “защищать ценности”, где ценности – категория не морально-нравственная, а материальная, в виде дворцов, квартир, лодок и джетов.
И вот сейчас холопы вдруг решили не повиноваться нуждам бар и перестали размножаться. Бабенки ишь… чего удумали, ослушаться вековечного начальственного распоряжения “еще нарожать” на нужды власть имущих – и уронили демографию страны “до неприличных цифр” (это я цитирую случайно услышанную фразу какой-то начальственной головы из зомоящика).
Что надо по этому поводу делать? Может, послушать ученых, которые еще не забыли тот простой факт, что социология и демография – это науки о том, как живет и прибывает-убывает население, а раз это науки, то у них есть и данные о том, когда люди хотят размножаться, а когда – делать они это категорически несогласны, и законы эти – объективны как закон тяготения или сохранения энергии. Изменить или отменить их начальственным окриком или очередной грозной цидулиной – это как попытаться заставить солнышко вставать на юге или высечь море за неповиновение. В принципе прецеденты были – и помнят их в фольклоре как забавный исторический анекдот.
Я бы тоже посмеялась с нового закона – если бы все не было так мрачно. Дебилы-то дебилы, но штраф в 5 миллионов “за пропаганду чайлдфри” – это серьезно. И грядущий налог на бездетность и однодетность – невзирая на медпоказания, – это тоже мощно. А самое мощное из ранее услышанного – это лично мной виденный репортаж телеканала “Спас”, где какая-то тварь женского пола (извините, другого определения у меня нет) вещала елейным голоском, что ежели женщина подверглась изнасилованию и сделала аборт, то стала она преступницей гораздо худшей, чем насильник.
Телеканал “Спас”, православный канал… женщина, провозглашающая, что жертва изнасилования – преступник худший, чем насильник, если у нее не хватит сил сохранить беременность…
Вот методы подъема рождаемости – запретить, оштрафовать, обвинить, не пустить – и сверху залить елеем. Создать людям условия, чтобы они были уверены в будущем? Обеспечить работой и доступным жильем? Не начинать войн, чтобы матери не боялись, что их сыновья будут убиты в юном возрасте? Говно вопрос – это неправильная политика, правильно – это когда запретить пропаганду и обложить налогом тех, кто не слушается окриков и отказывается нарожать, чтобы было кого бросать в мясные штурмы.
Знаете, кто самый гениальный и одновременно недооцененный писатель всех времен и народов в России? Салтыков-Щедрин! Именно его “Город Глупов” нужно изучать всем тем, кто пытается понять, как живет Россия который век подряд. На дворе 21 век, а ничего не меняется – все те же градоначальники со своими идеями и терпящий их идиотизм народ, живущий своей жизнью подальше от начальственных идей.
Херово только то, что во времена Салтыкова-Щедрина градоначальственная глупость распространялась медленно, со скоростью курьерских лошадей – а нынче сегодня начальнички принимают скопом очередной шедевр неимоверной тупости, завтра – от Калиниграда до Владивостока тупость становится законом. Ну что ж, ждем следующих распоряжений. Сдохни – но роди троих, нет мужа – рожай от соседа, районных рейдов по принудительному осеменению всех баб детородного возраста… какой еще идиотизм может стать былью?